Стало известно, сколько животных гибнет на дорогах в России
Первый анализ влияния дорог на животный мир появился в 1925 году в журнале Science. Автор статьи «Плата за автомобиль» (The Toll of the Automobile) Дайтон Стонер выразил мнение, что число животных, убитых автомобилями, очень велико и это может повлиять на выживание некоторых видов. Ах, если бы он знал, каковы данные начала XXI века, был бы поражен точностью своего прогноза.
Признаться, абсолютно достоверной информации о влиянии транспортного потока на численность животных нет ни в одной стране. Полиция или природоохранные органы повсеместно фиксируют лишь часть таких ДТП. В основном – столкновения с крупными животными, от которых страдают и люди. А сбитых енотов, лис, птиц, погибших лягушек... подсчитывают разве что активисты-экологи.
Швейцарские ученые, в течение нескольких лет изучавшие поведение диких косуль, сделали вывод, что при интенсивности движения 2 тысячи автомобилей в сутки благополучно переходят дорогу лишь 20% животных, при 6 тысячах в сутки дорога становится непреодолимой для них.
Собственное исследование, основанное на официальных данных, провели Российское отделение Greenpeace и Центр охраны дикой природы. Получился любопытный обзор, который авторы, впрочем, сопроводили пометкой «по неполным данным». Но даже в таком виде впечатляет.
На территории Петербурга в 2018 году погибли 5 лосей и 4 кабана. В 2019 году – 6 лосей и 7 кабанов.
В среднем в год бывает с десяток ДТП с участием животных.
В Ленинградской области за последние десять лет зарегистрировано около тысячи ДТП. Под колеса попали около 800 лосей. Из них более 600 погибли на месте происшествия. Пострадали 500 человек, среди которых тоже есть погибшие.
В сопредельных регионах ситуация лучше. Возможно, причиной является меньшее количество дорог и их худшее состояние. Плохой асфальт или грунтовка, покрытая ямами, не способствуют скоростному движению, которое как раз и представляет опасность для лесных жителей. В целом же, по мнению специалистов, по количеству трагедий с животными можно определять качество автомагистралей.
Пик гибели животных в Карелии пришелся на 2012 год – 36 особей. В 2018 году – 23 лося и 2 медведя.
В Новгородской области в 2018 году погибли 59 лосей, 12 кабанов, 7 косуль, 3 медведя и одна енотовидная собака. За первый квартал 2019 года – 11 лосей, 1 кабан и 4 косули. Таковы данные областного комитета охотничьего хозяйства и рыболовства. Тот же источник сообщил представителям Greenpeace, что за три месяца 2019 года «Сапсаны» сбили 8 животных. Добровольная плата от РЖД поступила только в одном случае – 80 тысяч рублей за погибшего лося.
Судя по статистике, дороги в Псковской области становятся все лучше: если в 2013 году здесь зафиксировали 41 столкновение с животными, то в 2018 – уже 60.
В целом по России, по данным Минприроды РФ, в 2018 году в результате столкновений погибли 1380 лосей, 183 кабана, 7 благородных оленей, 10 пятнистых оленей, 233 косули.
Человечество давно придумало, как добиться консенсуса – устраивать переходы для животных. Первые такие сооружения появились во Франции еще в 1950-х годах. Затем опыт переняла вся Европа. Так, в Нидерландах, площадь которых вдвое меньше Ленобласти, уже построили 600 проходов.
В России в 2017 году вышел приказ Минтранса РФ, в котором речь, в частности, шла о необходимости принять ГОСТ, в котором прописать требования к размещению и обустройству экодуков (проходов для животных) при строительстве дорог. Гипотетически это могут быть «зеленые мосты», эстакады, тоннели, лотки под насыпью дороги, навесные гибкие конструкции и прочие сооружения. Но это всего лишь перспектива. Пока экодуки обустраивают лишь в отдельных местах в виде опыта или дани экомоде.
Один из первых подземных переходов построен на Московской кольцевой автодороге между двумя частями национального парка «Лосиный остров». Есть аналогичный тоннель на 84-м километре скоростной автодороги Москва – Петербург. А в 2019 году построили два экодука на Центральной КАД в Московской области. Как видно, все это не более чем «показательные выступления», решающие задачу на очень узком участке.
Более масштабный проект реализован в 2016 году в Приморском крае на территории нацпарка «Земля леопарда». Здесь применен иной подход. Построен тоннель не для животных, а для людей. Ранее дорога проходила прямо по Нарвинскому перевалу, где обитают дальневосточные леопарды и иные редкие животные. Теперь люди с их машинами убрались с перевала, вернув его животному миру.
Переходы требуются и малым представителям фауны. Сотрудники Прибайкальского национального парка давно уже пытаются защитить права на безопасную миграцию монгольской жабы, которая обитает в единственном месте на территории России. Земноводные тысячами гибнут под колесами машин. Щиты с просьбой быть внимательнее и аккуратнее не приносят ощутимых результатов.
В Петербурге в заказнике «Сестрорецкое болото» – собственная история, касающаяся судьбы серых жаб. Каждый год в период миграции водителей уговаривают быть внимательнее и проявлять человечность. И все равно жаб давят сотнями. И каждый год заказник просит добровольцев прийти на помощь жабам. Все желающие могут либо перенести десяток-другой-третий через дорогу, либо постоять рядом, пока они перепрыгивают ее сами.
Специалисты утверждают, что таким нехитрым образом удается помочь примерно 14 – 15 тысячам жаб и лягушек. Это существенный вклад в сохранение местных популяций – неплохой выход из положения. Во всяком случае до тех пор, пока земноводные не удостоятся чести получить собственные безопасные дорожки. Хотя бы одну – в качестве модной тенденции.
А, скажем, в Белоруссии такая дорожка есть. Для лягушек. Ее построили в 2006 году в Березинском биосферном заповеднике. До этого в период миграции за неделю под колесами гибли около 1,5 тысячи лягушек.
В заключение своего обзора Greenpeace и Центр охраны дикой природы обещали ежегодно анализировать усилия властей и дорожников, чтобы в их хлопотах о развитии транспортной сети для людей не дать им забыть об интересах иных форм жизни.