Eng |
«Наши коллеги» МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОЕКТ “ЛЮБОВЬ К ПРИРОДЕ” В. Е. Борейко,
Ровно семь лет назад Центр охраны дикой природы издал специальный выпуск своего бюллетеня “Охрана дикой природы” (№ 11, декабрь 1996 г.), названный “Про эко”, в котором были помещены различные статьи по экофилософской, экотеологической, экоэтической, эстетической теме (к сожалению, в новом формате это издание практически полностью отказалось от этой очень важной и нужной тематики). Именно спецвыпуском “Про эко” было заявлено рождение нового совместного российско-украинского проекта “Любовь к природе”, участие в котором приняли Центр охраны дикой природы, Экоцентр “Заповедники” и Киевский эколого-культурный центр. Его организаторы заявили в передовой статье: “Мы считаем, что люди, занимающиеся охраной природы, сами вольны разделять или не разделять те или иные ценности и мотивации, но уметь видеть их в обществе и научиться считаться с ними должен каждый из нас. Мы надеемся, что проект “Любовь к природе” будет стимулировать изучение всех возможных мотиваций к охране природы и того, как они представлены в разных слоях общества”. В дальнейшем этот проект стал одним из главных в деятельности Киевского эколого-культурного центра. Среди основных задач проекта - анализ мирового опыта пропаганды экобиоцентрических идей; осмысление природоохраны как духовного опыта человечества; развитие экологической этики и природоохранной эстетики; разработка новой природоохранной идеологии; повышение значимости нематериальных ценностей дикой природы; возрождение духовности в природоохране; разрушение антропоцентризма. Естественно, осуществление столь сложных и разноплановых задач сразу натолкнулось на массу проблем. Одна из них - яростное нежелание некоторой части природоохранников (которым, собственно говоря, в основном и адресован наш проект) хоть как-то обсуждать вопросы экологической этики и экофилософии. Причины этого видятся прежде всего в однобокости отечественного естественного образования, а также в национальной культурной традиции нетерпимости к инакомыслию. Другой серьезной проблемой стало почти полное отсутствие современной экофилософской литературы в библиотеках СНГ. Однако частично мы этот вопрос решили, заказав наиболее интересные работы в США и Канаде. Так или иначе, со скрипом, но проект “Любовь к природе” начал реализовываться. Сейчас можно говорить о четырех наиболее удачно развивающихся его направлениях, на которых я хотел бы остановиться более подробно. РАЗРАБОТКА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ Мировой опыт свидетельствует о том, что этические ценности дикой природы всегда оказывали значительное влияние на охрану природы. Например, еще в начале ХХ века российскими пионерами охраны природы профессорами Г. А. Кожевниковым, А. П. Семеновым-Тян-Шанским, В. И. Талиевым и другими был разработан так называемый этико-эстетический подход в заповедном деле, основанный на высокой оценке этической и эстетической ценности дикой природы. Так, классик отечественного заповедного дела Г. А. Кожевников еще в 1908 г., впервые в России, заявил о правах дикой природы на существование. Об этом же в своих работах писал А. П. Семенов-Тян-Шанский, призывая охранять природу не только по причине ее утилитарной полезности для человека, но и по причине ее самоценности. В США в 1964 г., при принятии Конгрессом США Закона о дикой природе, широко использовались этические аргументы о праве дикой природы на выживание. К сожалению, уже в конце 1920-х гг. в СССР по известным политическим причинам этическая ценность дикой природы была исключена из практики и теории отечественной охраны природы. Это привело к господству в природоохране откровенно утилитарных взглядов, когда заповедники нередко используются в хозяйственных целях, а сами профессионалы в области охраны природы и биоразнообразия ничего плохого не видят в том, чтобы убивать диких животных на любительских охотах. Многие ученые-зоологи для научных исследований добывают в заповедниках огромное количество животных (только в одних российских заповедниках ради науки губится более 10 тысяч крупных млекопитающих ежегодно), чем дискредитируют само этическое понятие заповедности. Вместе с тем, как показывают отдельные социологические исследования Киевского эколого-культурного центра, этические ценности и мотивации охраны природы являются одними из основных в сознании жителей Украины и России. Однако они практически не учтены ни в экологическом образовании, ни в развитии общественного экологического движения, ни в экологической политике, что значительно ослабляет общественную поддержку усилий по охране природы. В качестве примера можно привести анализ (проведенный Киевским эколого-культурным центром) популярной и научно-популярной литературы по заповедному делу, изданной в Украине за последние 40 лет, согласно которому ни в одной книге не говорится об этических ценностях дикой природы и охраняемых природных территорий. Поборники традиционных методов охраны природы большие надежды возлагают на экономику, право и экопросвещение, основанное на знании естественных наук. Однако рыночные отношения чаще всего заставляют человека действовать по принципу “что выгодно”, не обращая внимания на ценность экономически незначимых видов природы, знание экологии не всегда вызывает желание защищать природу, а законы часто меняются. Вместе с тем существует добровольная ответственность в виде морали. Возможно, ответственность, добровольно принятая в гражданском обществе на основе экологической этики, эффективно дополнит такие методы природоохраны, как экономические рычаги, право и экологическое образование. Нельзя действовать без этических норм. Людям нужен идеал, на основе которого формируется реальное. Ведь по большому счету в основе экологического кризиса лежит моральная распущенность. Наиболее серьезный вид загрязнения - загрязнение ума и сердца. Поэтому экологический кризис - это, прежде всего кризис моральный, и он требует морального решения, для чего необходима разработка экологической этики. К сожалению, в настоящее время в странах СНГ выходит крайне мало аналитических работ на эту тему. Отдельные публикации касаются лишь частных вопросов, в основном теологических, представляют собой обзоры зарубежных работ или же посвящены отдельным социологическим исследованиям нематериальных ценностей в сознании жителей России. Следует особо отметить, что такие кардинальные вопросы экологической этики, как нематериальная и внутренняя ценность дикой природы, природоохранные мотивации населения, естественные права дикой природы, ее видов и особей, а также экоэтические принципы отношений с природой нечасто обсуждались в СССР и на постсоветском пространстве. К сожалению, за редким исключением, тема этической ценности и этических природоохранных мотиваций из науки и общественной практики переместилась в сферу художественной литературы (О. Волков “Клад Кудеяра”; В. Астафьев “Царь-рыба”; В. Распутин “Прощание с Матерой” и т.д.). Мы неоднократно сталкивались с тем, что современная экологическая наука не всегда достигает эффективного воздействия на человека, действуя только на разум, а не на его чувства. В природоохранной теории и практике упор делается на естественные науки, редко используются гуманитарные знания и общечеловеческие ценности, что значительно ослабляет поддержку экологической политики со стороны гражданского общества. Вместе с тем нередко важнейшие природоохранные дискуссии в обществе, значительно повлиявшие на осуществление экологической политики государства, имели в большей степени нравственную, чем научную или экономическую аргументацию. Все это привело наш Центр к идее разработки и популяризации идей экологической этики, одна из главных задач которой - пробуждение совести человека с помощью этических, религиозных и культурологических аргументов. Особенно важной, на наш взгляд, была разработка механизма использования этических идей и ценностей в природоохранной практике (экологическом воспитании и просвещении, заповедном деле, зеленом движении, природоохранном законодательстве и т.п.). К одному из таких механизмов регулирования взаимоотношений с дикой заповедной природой можно отнести этические принципы заповедного дела, предложенные Киевским эколого-культурным центром. Этические принципы - это положения этической теории. Они играют роль этического идеала и ориентированы на будущее. Этические принципы существуют в виде заповедей, норм, правил, законов и указывают, как должен действовать человек (с этическими принципами заповедного дела можно познакомиться на страницах бюллетеня ЦОДП “Заповедники и национальные парки”, № 39, 2002 г.). Следует добавить, что их принятию предшествовала бурная дискуссия, они обсуждались на страницах газеты “Заповедный вестник”, журналов “Заповідна справа в Україні”, “Гуманитарного экологического журнала”, им были посвящены два семинара, проведенные Центром охраны дикой природы, и две Международные школы “Трибуна” в Киеве. Другая важнейшая разработка в области нормативной экологической этики - рекомендации по проведению этической экспертизы на охраняемых территориях. Идея создать такой документ 6 лет назад была высказана А. А. Никольским и с успехом была воплощена на школе “Трибуна-8” в Киеве. Особенно хочется поблагодарить А. А. Никольского, В. Н. Грищенко и А. В. Зименко, которые в довольно сжатый срок сделали все, чтобы это произошло. Следует также отметить, что в рамках нашего проекта на последней Международной школе “Трибуна-8” была создана инициативная группа по организации Ассоциации естествоиспытателей за гуманное отношение к природе. В настоящее время специалистами Киевского эколого-культурного центра ведется разработка двух других важных экоэтических документов. Это “Декларация естественных прав диких животных и растений”, а также “Декларация свободы для дикой природы”, проекты которых планируется представить к “Трибуне-9”. ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Как я уже писал, значительной проблемой в реализации проекта “Любовь к природе” было практически полное отсутствие отечественной и зарубежной литературы по данной теме. Киевский эколого-культурный центр создал первый в СНГ сайт по экологической этике и гуманитарной экологии (www.ecoethics.ru), стал выпускать “Гуманитарный экологический журнал”, а также издал большое количество другой отечественной и переводной литературы. Нами переведены и изданы книги Линды Грэбер “Дикая природа как священное пространство”, Гуго Конвенца “Практика охраны памятников природы”, Родерика Нэша “Дикая природа и американский разум” и “Права природы. История экологической этики ” , а также Рика Скарса “Эковоины. Радикальное движение в защиту природы”. Готовятся к изданию такие известные на Западе экофилософские работы, как роман Эдварда Эбби “Банда гаечного ключа”, Дэйва Формэна “Исповедь эковоина” и “Экозащита”, Питера Сингера “Освобождение животных”, Тома Ригана “Права животных”, Дж. Филпот “Священные деревья” и др. На страницах “Гуманитарного экологического журнала” мы открыли нашему читателю имена Эдвина Бернбаума, Бэярда Калли-котта, Джона Мюира, Яна Павликовского, Холмса Ролстона III, Гарри Снайдера и др. Среди работ отечественных специалистов, изданных КЭКЦ, особо следует отметить книги Н. В. Шарлеманя “Природа и люди Киевской Руси”, Н. В. Морохина “Фольклор в традиционной региональной экологической культуре Нижегородского Поволжья”, Ф. Р. Штильмарка “Поэтическая экология”, Т. Горичевой “Святые животные”, Т. Н. Павловой “Биоэтика в высшей школе”, К. Н. Горба “Концепция и общие методические принципы создания охраняемых природных территорий в зависимости от эстетической ценности природных ландшафтов”, И. М. Коваленко “Священная природа Крыма”. НАРОДНАЯ ОХРАНА ПРИРОДЫ Это направление - одно из самых популярных в проекте. В той или иной мере сейчас им занимается более 20 организаций или отдельных лиц в России и Украине. Объединяющая идея такова, что в течение многих лет различными этносами были выработаны особые экофильные традиции, которые необходимо изучать и использовать в природоохране. Наиболее перспективными являются различные, сохранившиеся во многих регионах стран СНГ сакральные природные объекты - священные рощи, деревья, ключи, горы, острова, озера и т.д. и связанные с ними традиции. Эти объекты являются своеобразными народными “заповедниками”, где местное население не по государственному закону, а благодаря давно установившейся традиции охраняет эти территории, имеющие нередко огромное значение для защиты биоразнообразия. К сожалению, долгое время природоохранники практически не обращали на них внимания. Не были разработаны даже методики работы с ними. Первый документ по этой теме - “Рекомендации по охране сакральных природных объектов” - был подготовлен Киевским эколого-культурным центром при участии Центра охраны дикой природы и Экоцентра “Заповедники” и принят на Международной школе “Трибуна-8”. Следует также сказать и о современной практике защиты сакральных природных объектов. Очень приятно отметить, что во многих регионах России и Украины - в нижегородском Поволжье, Северной Осетии, Удмуртии, на Байкале и Русском Севере, в Кировской области, на Киевщине, в Крыму - ведутся большие работы по выявлению и взятию под охрану государством сакральных природных объектов, над которыми ввиду радикальных земельных реформ в этих странах нависла угроза уничтожения. Так, в Нижегородской области благодаря деятельности культурологического объединения “Китоврас” уже заповедано более 50 священных марийских, мордовских, татарских и русских рощ, деревьев и ключей. Киевским эколого-культурным центром в Житомирской, Черниговской, Черкасской областях и г. Киеве выявлено и заповедано 14 священных криниц. По нашим рекомендациям Государственная служба заповедного дела Украины издала специальный циркуляр, обязывающий его областные подразделения обратить внимание на заповедание сакральных природных объектов. КООРДИНАЦИЯ УСИЛИЙ ПО ЗАЩИТЕ ДИКОЙ ПРИРОДЫ XXI век ознаменовался в странах СНГ опасной тенденцией - активным уничтожением природных заповедников, заказников, национальных парков, участков дикой природы. Конкретный пример - Дунайский биосферный заповедник, где частные компании, объединившись с государственными чиновниками, проталкивают идею проведения через заповедник судоходного канала. Не очень успешная борьба за этот заповедник привела меня и некоторых моих коллег к мысли, что то, как мы защищали заповедники последние 10-15 лет, в настоящее время эффективным считать нельзя. Наши усилия по защите дикой природы должны быть кардинальным образом перестроены. Это касается не только форм защиты дикой природы, но, прежде всего, самой идеи, которая требует доработки и обновления. Как я полагаю, созрела необходимость определения идей, отстаивающих дикую природу вообще, как некогда разработанная философия человеческой свободы стала основой конкретных гражданских прав. Такая новая философия охраны дикой природы может возникнуть на основе синтеза естественных наук, гуманитарных знаний и общечеловеческих ценностей. Согласно новой философии, дикая природа должна иметь права на существование, свободу, жизненное пространство, достоинство и понимается не только как малоизмененные экосистемы, но и как Совершенно Иное, священное пространство, другая цивилизация, требующая уважения. Что же касается новых форм защиты дикой природы, то, по моему твердому убеждению, пришла пора создания особой международной организации - Конфедерации дикой природы, и принятия в странах СНГ Закона о дикой природе, берущего под защиту незаповеданные участки дикой природы. Мне думается, что объединение в Конфедерацию могло бы произойти на базе Центра охраны дикой природы как одной их влиятельных неправительственных природоохранных организаций.
<< | содержание | вверх | >> | ||||||
© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены |