Eng

  На главную страницу
| архив | содержание |

«ОХРАНЯЕМЫЕ ВИДЫ»

СУДЬБА ЗУБРА ОПЯТЬ В РУКАХ РОССИИ

Т. П. Сипко, канд. биол. наук, Институт проблем экологии и эволюции РАН
И. В. Гусаров, канд. с.-х. наук, Северо–восточный институт сельского хозяйства
И. А. Мизин, национальный парк “Орловское полесье”
В. Д. Казьмин, канд. биол. наук, заповедник “Остров Врангеля”

Из школьных учебников мы знаем, что зубр – один из немногих видов животных, который после полного истребления в дикой природе был успешно восстановлен благодаря разведению в зоопарках и питомниках. Но будущее крупнейшего наземного млекопитающего Европы отнюдь не безоблачно. В Беловежской пуще (в польской ее части) недавно прошла международная конференция по сохранению европейского зубра. В ее работе приняли участие более 70 специалистов из 12 стран, включая Россию. В итоговом документе, принятом на конференции, отражено беспокойство современным положением дел с этим видом, особенно в России. Зубр, занесенный и в Международную, и в Российскую красные книги, хотя и не находится под непосредственной угрозой исчезновения, но тем не менее требует безотлагательных мер по охране, причем на государственном уровне.

Фото Т. Сипко

Фото Т. Сипко

Драматичная и поучительная история вымирания и спасения европейского зубра хорошо документирована. Развитие земледелия отнимало у зубра лучшие угодья, а прямое преследование уничтожало сохранившиеся популяции. В результате к ХVIII в. зубр сохранился только на северо-западе Кавказа и в Беловежском лесу. Из-за редкости и эффектного вида он стал так называемым “царским зверем”, и его судьба переплелась с историей многих правящих фамилий Европы. Особо следует отметить роль императоров России в сохранении зубра. После укрепления границ империи последние его убежища получили особый статус, из государственной казны выделялись средства, был предусмотрен штат специального персонала, в обязанности которому вменялись и охрана, и подкормка, и преумножение численности зубра. В этот период появились и первые научные исследования, посвященные этому виду. В 1861 г. в Беловежской пуще был организован зверинец, где разводили зубров и из которого животных передавали в зоопарки Европы.

Черными полосами в жизни этого вида были войны и восстания сепаратистов. Первая мировая и последующая гражданская войны уничтожили последние дикие стада зубров, а Вторая мировая война чуть не погрузила этот вид в небытие. Только 12 животных, сохранившихся в зоопарках и частных питомниках, оставили потомков и стали родоначальниками всех современных зубров. И этих зубров, как и страны, вошедшие в разные политические блоки, история ХХ в. разделила на “западных” и “восточных”, практически изолированно разводившихся все это время. К 1991 г. общее число зубров в мире превысило 3 тыс. особей. Можно было констатировать, что первоначальная задача, состоящая в восстановлении численности вида, была успешно выполнена, причем особенно велика была в этом роль России.

Чем же было вызвано беспокойство ученых? Дело в том, что поскольку все современные зубры происходят от немногочисленных родоначальников, уцелевших после истребления вида в дикой природе, ныне мы имеем только часть того генетического материала, который существовал во времена расцвета вида. По данным, содержащимся в Международной племенной книге зубров, существующие сейчас вольные стада малочисленны, а почти половина зубров содержится небольшими группами во множестве зоопарков. И все это ведет к росту инбридинга, потере генетического полиморфизма и, как следствие, к вырождению. Известно, что обеднение генетического разнообразия влияет на генетический баланс в системе паразит – хозяин и снижает индивидуальную устойчивость животных и популяции в целом к заболеваниям. Также установлено, что устойчивость к заболеваниям является полигенным признаком, и снижение полиморфизма по многим генетическим системам приводит к уменьшению эффективности работы иммунной системы, что может привести к вымиранию популяции от действия самых разнообразных (на первый взгляд малозначительных) дестабилизирующих внешних факторов. И действительно, у зубров мы наблюдаем снижение плодовитости, рост заболеваемости и смертности – явные признаки развития инбредной депрессии.

Развитие науки и накопление опыта по сохранению редких видов животных, происходившие в конце ХХ в., позволили сформулировать так называемое правило “50/500”, которое гласит, что для кратковременного и гарантированного переживания популяции и сохранения ее генетического полиморфизма необходимо иметь эффективную численность в 50 особей, а для долговременного существования – в 500 особей. Эффективная численность определяется числом репродуктивно успешных животных и их половым соотношением. У копытных она составляет 25-35% от общей численности популяции. Из этого следует, что для успешного сохранения зубра необходимо наличие единой популяции этого вида численностью в 1,5-2 тыс. особей. Вывод очевиден: ставя перед собой задачу сохранения и восстановления зубра в природе, необходимо приложить все усилия для создания популяции соответствующего размера. Причем во избежание последствий эпидемий или других форс-мажорных обстоятельств нужно иметь не менее двух центров разведения, достаточно удаленных друг от друга. На большее же число полноценных популяций просто не хватит ресурсов имеющегося в мире поголовья зубров. Высокая смертность и низкие темпы прироста не позволят в короткие сроки добиться создания группировки с требуемой численностью, и, значит, необходимо настраиваться на длительную и хорошо скоординированную работу всех заинтересованных в сохранении зубра международных сторон. Очевидно, рассчитывать на то, что в ближайшие десятилетия эта задача будет решена без целенаправленного использования всех мировых племенных ресурсов зубра, более чем легкомысленно.

Известно, что в зависимости от условий обитания на одного зубра требуется до 10 кв. км лесных угодий. Практически вся Европа сильно трансформирована многовековой деятельностью человека, и территориями, отвечающими потребностям такой крупной популяции зубра, располагает только Россия. К сожалению, в последние десятилетия зубр в нашей стране лишился внимания государства. При хроническом отсутствии финансирования организовать действенную охрану зубров, живущих на воле, невозможно. Добавилась и война на Кавказе, в результате которой вообще были уничтожены две с таким трудом создаваемые популяции. В результате число зубров в нашей стране сократилось более чем в 3 раза и продолжает сокращаться.

Пожалуй, единственным положительным явлением за последнее время стало создание новой популяции зубра в Орловской области. Этот проект начался с региональной инициативы по созданию национального парка “Орловское Полесье”, где на стыке Калужской, Брянской и Орловской областей есть достаточно места для обитания многочисленной группировки зубров. В дальнейшем к этой инициативе подключился Всемирный фонд дикой природы (WWF), организовавший доставку зубров из западноевропейских центров разведения и поэтому особо ценных для освежения крови российских зубров. Но, к сожалению, эту работу поручили некомпетентным людям, и в результате 40% зубров, вывезенных из Западной Европы, погибли. Стоит отметить, что за всю предшествующую историю перевозок и расселения зубров в России таких больших потерь не было.

Хочется обратить внимание и на другую сторону проблемы. При общем дефиците племенных животных в последние годы участились случаи выпуска зубров в угодья, бесперспективные для их жизни и увеличения численности. Безусловно, популистскими следует считать решения о завозе зубров в некоторые районы Владимирской области, где природные условия, высокая антропогенная нагрузка и особенно густая сеть транспортных коммуникаций федерального значения с интенсивным движением не позволят существовать крупной единой популяции зубра. Подобные действия нарушают обязательства и положения, записанные в международной и частично в Российской стратегии сохранения этого вида.

А стоит ли вообще заниматься столь сложной и требующей огромных материальных затрат проблемой? Самый очевидный ответ на этот вопрос состоит в том, что зубр – это неповторимое творение природы, и мы просто не вправе его терять. С другой стороны, кто знает, для чего в будущем может потребоваться генофонд этого фонового компонента европейских лесов человечеству. И будущее это не за горами. Разработанный для сохранения зубра метод консервации спермы позволил проводить опыты по гибридизации зубров с крупным рогатым скотом, и под руководством доктора А. И. Абилова было создано стадо таких гибридов. Этих животных сейчас используют в основном как объект охотничьего туризма, но в перспективе они должны дать начало новой породе мясного скота, не имеющего себе равных по приспособленности к суровым климатическим условиям России. Стоит отметить и то, что зубр является одним из немногих видов диких животных, племенные записи которых ведутся более 100 лет, и уже сейчас анализ этих племенных книг позволяет разрабатывать как действенные меры по сохранению самого зубра, так и теоретические подходы к спасению других видов редких животных.

<< | содержание | вверх | >>

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


20.06.2024
Обращение по поводу планируемых опасных изменений в Правила охоты



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены