Eng

  На главную страницу
| архив | содержание |  

«ХРОНИКА ТЕКУЩИХ СОБЫТИЙ»

МАТЕРИАЛЫ ПЯТОГО ВСЕМИРНОГО КОНГРЕССА ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ

В № 40 нашего бюллетеня была дана краткая информация о V Всемирном Конгрессе охраняемых территорий, состоявшемся в г. Дурбане (ЮАР) 8—17 сентября 2003 г. На конгрессе были приняты Дурбанское соглашение, которое мы приводим ниже, а также План действий, к которому в связи с его обширностью мы отсылаем наших читателей на сайт http://reserves.biodiversity.ru

Дурбанское Соглашение

Введение

Пятый Всемирный Конгресс охраняемых территорий играет ключевую роль в переоценке значения охраняемых природных территорий (далее — ОПТ) для сохранения биоразнообразия и для устойчивого развития. Избрав основной темой для обсуждения “Блага сквозь границы”, участники Конгресса признали недопустимость дальнейшей изоляции ОПТ от окружающих территорий/акваторий, местного населения и хозяйствующих субъектов. Участники Конгресса поставили целью распространить представление о приоритетной ценности ОПТ для существования общества и расширить круг лиц, вносящих вклад в территориальную охрану окружающей среды.

С момента проведения IV Всемирного Конгресса охраняемых территорий в Каракасе (1992 г.) в территориальной охране природы достигнут немалый прогресс, а именно:

— охраняемые территории признаны ключевым звеном для воплощения принципов Конвенции по биоразнообразию;

— с 1992 г. суммарная численность ОПТ в мире и их площадь увеличились более чем в два раза: в настоящее время под охраной находится более 12% поверхности суши, не считая Антарктики, где режим строгой охраны распространяется еще на 10% территории;

— число природных и природно-культурных объектов Всемирного Наследия выросло со 101 до 172, причем необходимость параллельной охраны природных и культурных ценностей становится все более очевидной;

— во многих частях света утверждены региональные и национальные планы действий по территориальной охране окружающей среды;

— разработаны новые методики повышения эффективности управления ОПТ;

— усиливается вовлечение в деятельность ОПТ местного и коренного населения;

— появились новые формы управления ОПТ, усовершенствованы традиционные способы управления охраняемыми территориями;

— знания о задачах и методах охраны окружающей среды признаны ценными и необходимыми;

— Киотский протокол доработан и вступит в действие в самое ближайшее время;

успешно развивается трансграничная кооперация между ОПТ, в некоторых случаях ОПТ вносят ощутимый вклад в борьбу за мир;

— созданы региональные экологические сети и коридоры, связующие воедино ранее изолированные ОПТ.

Трудности, стоящие перед ОПТ

ОПТ по-прежнему сталкиваются со множеством трудностей. Наиболее важными являются следующие проблемы современных охраняемых территорий:

— противоречие между задачами экономического развития территории и устойчивого и рационального использования природных ресурсов;

— бедность, приводящая к истощению природных ресурсов;

— глобальные изменения климата, уже оказывающие непосредственное воздействие на ОПТ (на местообитания, динамику ландшафтов и экосистем, жизнедеятельность растений и животных), в связи с чем необходимо срочно снизить объемы выбросов парниковых газов, одновременно проводя мероприятия по повышению устойчивости экосистем;

— мировая система ОПТ далека от завершения — ею до сих пор не охвачены многие регионы и экосистемы планеты;

— существующая очередность в создании новых ОПТ в разных регионах мира часто не отражает реальную угрозу деградации экосистем;

— некоторые экосистемы суши, акватории морей и пресных водоемов вообще не охраняются;

— продолжается вымирание видов, деградация их местообитаний и ландшафтов, нарушение природных процессов и разрушение культурных ценностей;

— строительство плотин и других барьеров, сельскохозяйственное загрязнение и стоки ухудшают качество пресной воды в реках и озерах ОПТ;

— растущий спрос на некоторые виды животных и растений и продукцию из них угрожает вымиранием целых популяций редких и исчезающих видов;

— занесенные в экосистемы чужеземные растения и животные оказывают негативное воздействие на жизнедеятельность местных видов;

— недостаток государственного финансирования ОПТ во многих странах мира приводит к невозможности эффективного выполнения природоохранных задач;

— субсидии, другие финансовые инструменты и институциональные соглашения, заключаемые в отраслях экономики, использующих продукцию биоразнообразия, ведут к дальнейшей деградации экосистем охраняемых территорий;

— потребность в ресурсах, необходимых для эффективного управления ОПТ, не удовлетворяется, особенно в развивающихся странах;

— многие ОПТ существуют лишь на бумаге, на практике природоохранные мероприятия на них не ведутся;

— сложность организации ОПТ в регионах, не подпадающих под юрисдикцию ни одного из государств или какой-либо международной организации (например, Антарктика или поверхностные воды Мирового океана);

— издержки и выгоды от организации ОПТ распределяются неравномерно. Так, местное население, как правило, несет максимальные затраты, получая минимум прибыли, тогда как общество в целом получает выгоды при практически нулевых затратах;

— очень часто интересы ОПТ не учитываются при планировании развития, землепользования и ресурсопотребления на окружающих территориях. Наиболее остро эта проблема стоит в трансграничных ОПТ, эффективное функционирование которых требует согласования законодательства и экономического развития пограничных районов двух государств и более;

— ключевая роль ОПТ в переходе к устойчивому развитию не признана повсеместно: многие заинтересованные лица и организации по-прежнему рассматривают эти участки как препятствие к осуществлению их непосредственной деятельности;

— многие ОПТ изолированы друг от друга, имеющиеся связи между различными ОПТ часто не имеют законодательного подтверждения;

— эпидемии СПИДА во многих развивающихся странах отодвигают на задний план проблемы развития ОПТ и сохранения биоразнообразия;

— коренные и малочисленные народы, молодежь, женщины и другие социальные группы недостаточно вовлечены в управление ОПТ;

— очень часто ОПТ управляются без четкой формулировки их задач, миссии и принципов.

Без существования эффективной экологически репрезентативной глобальной сети ОПТ общество лишится многих потенциальных возможностей, шансы на снижение бедности уменьшатся, а наследие, которое мы оставляем будущим поколениям, сократится. В прошлом охраняемые природные территории были недостаточно связаны с другими сферами интересов человечества. Для достижения новых целей и задач мы должны объединить природоохранные интересы с другими потребностями человеческого общества.

Дурбанское соглашение “Глобальные обязательства перед Человечеством и ОПТ” — это призыв к действию всех лиц или организаций, имеющих отношение к ОПТ или интересующихся проблемами охраны природы. Это соглашение необходимо претворять в жизнь на всех уровнях — глобальном, региональном, национальном и местном. Для реализации Соглашения необходимы четкая формулировка задач и контроль за их исполнением. Ключевая роль в этом принадлежит Всемирной Комиссии по охраняемым территориям Международного союза охраны природы.

Дурбанское соглашение и План действий распространяются на всех, чья деятельность в той или иной степени влияет на ОПТ, вне зависимости от их присутствия на Конгрессе. Это не проект, предназначенный к точному исполнению всеми государствами и ОПТ: участники Конгресса признают существенное различие в локальных, национальных и региональных подходах к управлению территориальной охраной природы. Это лишь предлагаемый перечень мероприятий, проведение которых увеличит общественные выгоды от ОПТ и эффективность управления ими. Этот документ не статичен: многие его положения будут изменяться и дополняться в процессе дальнейшей работы.

Существует несколько уровней реализации данного Соглашения:

Международный — деятельность институтов ООН, реализация международных конвенций и договоров;

Региональный — реализация положений региональных конвенций и соглашений;

Национальный — деятельность национальных правительств и других заинтересованных сторон;

Местный — деятельность местных администраций и органов самоуправления;

Власти ОПТ — деятельность всех организаций, агентств и институтов, связанных с управлением ОПТ.

На всех вышеуказанных уровнях реализация Соглашения будет осуществляться путем установления партнерских отношений между правительствами, частным сектором, бизнесом, местным населением и социальными организациями.

Кроме того, Соглашением предусматривается осуществление специальных мероприятий в рамках деятельности МСОП.Все мероприятия, предложенные участниками Всемирного Конгресса охраняемых территорий, останутся в силе до 2004 г., когда Всемирный Конгресс по охране природы вновь рассмотрит и утвердит окончательный вариант Плана действий по охраняемым территориям. Впоследствии будут разработаны более подробные планы выполнения Соглашения, которые станут предметом обсуждения Совета МСОП, Секретариата Конгресса, его комиссий и членов. Эти новые документы должны будут точнее определить все сотрудничающие стороны и учесть все изменения в планах развития экономики, торговли и землепользования, затрагивающие интересы ОПТ.

Мониторинг исполнения настоящего Плана действий на высшем уровне будет вестись посредством сравнения достигнутых результатов с определенными ниже ключевыми задачами. В Плане выполнения, который будет утвержден на Всемирном Конгрессе по охране природы, будут также определены индикаторы решении поставленных ключевых задач.

В Приложении к данному Плану действий приведены Рекомендации участников V Всемирного Конгресса охраняемых территорий. Эти мероприятия сгруппированы в виде основных ожидаемых результатов, структура которых отражает основные вопросы, на которых концентрировалось внимание участников Конгресса.

Прежде всего устойчивое развитие общества в соответствии с Планом выполнения решений ВСУР, Декларацией Тысячелетия и сохранение биоразнообразия для исполнения положений Конвенции по биоразнообразию невозможны без объединения существующих ОПТ в единую сеть.

Для достижения этой цели Конгресс постановил добиться следующих результатов:

1. Роль ОПТ в сохранении мирового биоразнообразия должна стать ключевой.

2. Роль ОПТ при переходе к устойчивому развитию должна стать фундаментальной.

Утвержденная на Конгресс программа предусматривает также достижение следующих специфических результатов:

3. Создание мировой системы ОПТ, существующей во взаимодействии с окружающими ландшафтами и акваториями.

4. Повышение качества и эффективности управления ОПТ на местах.

5. Признание и соблюдение прав коренных и кочевых народов, местного населения в сфере пользования природными ресурсами и сохранения биоразнообразия.

6. Вовлечение молодых поколений в охрану природы.

7. Существенное усиление общественной поддержки ОПТ.

8. Совершенствование механизмов управления ОПТ на основе использования как традиционных, так и инновационных подходов.

9. Значительное увеличение ресурсов ОПТ до достижения ими объемов, адекватных потребностям.

10. Информирование населения о значении и выгодах охраняемых территорий.

<< | содержание | вверх | >>
 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


10.12.2024
Подведены итоги детского художественного конкурса «Марша парков»



20.06.2024
Обращение по поводу планируемых опасных изменений в Правила охоты



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены