Eng

  На главную страницу
| архив | содержание |  

«ХРОНИКА ТЕКУЩИХ СОБЫТИЙ»

ВВЕДЕНИЕ — ООПТ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Центральная Азия — это огромная территория (около 4 млн. км2), обладающая большим разнообразием ландшафтов и экологических комплексов: от равнинных степей и пустынь до горных лесов и тундр. Здесь обитает более 7000 видов высших растений, 900 видов позвоночных животных и 20 000 видов животных беспозвоночных, причем биоразнообразие характеризуется очень высоким уровнем эндемизма, достигающего у сосудистых растений на некоторых участках 18—20%. Здесь встречаются азиатские и средиземноморские флора и фауна, проходят два важнейших мировых миграционных пути птиц (Афро-Евразийский и Центральноазиатско-Индийский). Академик Н. И. Вавилов описывал Среднюю Азию как регион, биоразнообразие которого имеет глобальное значение, особенно в отношении агробиоразнообразия, так как именно здесь расположены важные центры происхождения диких культурных растений с уникальным генофондом их предковых форм. Один из важнейших путей сохранения этих уникальных зоолого-ботанических и ландшафтных комплексов — функционирование системы охраняемых территорий различного статуса и категорий.

Распад СССР и последующие преобразования в значительной степени усугубили природоохранные проблемы региона, но, с другой стороны, возросла и ответственность новых независимых государств за сохранение биоразнообразия своих стран как элемента национального достояния. Существующая сегодня система охраняемых природных территорий стран Центральной Азии в основном была создана в советский период, и поэтому они имеют много общего. По-прежнему наиболее эффективными способами сохранения биологического разнообразия и поддержания условий среды остаются заповедники, национальные парки, заказники и памятники природы. Во всех государствах существуют и другие природоохранные территории, причем законодательно утвержденные наборы категорий ООПТ теперь от страны к стране несколько отличаются, так же как различаются и определяющие их статус новые законы и подзаконные акты.

Однако, как и во многих других регионах, существующая сегодня в Центральной Азии система особо охраняемых природных территорий не гарантирует долгосрочного сохранения биоразнообразия и не обеспечивает оптимального состояния окружающей среды. Причин этому множество, и многие из них общие:

1. Отсутствие региональной схемы экологической сети — охраняемые территории не составляют единой системы, их размеры невелики и не обеспечивают устойчивого функционирования экосистем и сохранения популяций редких видов животных.

2. Отсутствие комплексного научного анализа состояния биоразнообразия региона в целом и разных стран в отдельности, вследствие чего многие экосистемы, в том числе уникальные, не охраняются вообще. В частности, не охраняются специфические типы каменистых степей и пустынь, фактически отсутствуют экологические коридоры между различными охраняемыми участками.

3. Отсутствие единой научно-технической основы проектирования ОПТ, в результате чего многие существующие ОПТ не обеспечивают полноценного выполнения необходимых функций, в том числе заложенных в качестве основных при их создании, а природные комплексы заповедников оказываются полностью зависимыми от хозяйственной деятельности на сопредельных территориях.

4. Разобщенность элементов системы ОПТ, принадлежность различным ведомствам в пределах даже одного государства, часто — совмещение функций природопользования и управления ООПТ в одном ведомстве.

5. Недостаточность региональной координации деятельности по ОПТ, особенно в вопросах их создания, развития и управления.

6. Несовершенство законодательной базы для создания и управления охраняемыми территориями: изменения законодательства как в области охраны природы, так и в области земельной собственности приводят, в частности, к неправомочному использованию территорий ООПТ и к попыткам пересмотра их границ.

7. Отсутствие целенаправленной деятельности по популяризации роли ООПТ.

8. Неустроенность заповедных территорий. Во многих заказниках и национальных парках зонирование территории так и не проведено, на ООПТ отсутствуют паспорта, многие из них существуют сугубо формально.

9. Недостаточное финансирование и материально-техническое обеспечение ООПТ различного ранга, связанное с перестройкой экономики. Тяжелое материальное положение заповедников (в разной степени в различных государствах) не только снижает качество научной работы (там, где она вообще ведется) и охраны, но и ведет к нарушениям заповедного режима, попыткам решать финансовые проблемы коммерческими способами. В целом ряде заповедников научные отделы по этой причине фактически ликвидированы.

10. Частая ротация кадров управления и изменения в ведомственной принадлежности ООПТ.

Понятно, что состояние охраняемых территорий в значительной степени отражает социально-экономические и политические изменения в государствах региона. Решение глобальных проблем позитивно сказывается и на состоянии природоохранной деятельности — в последние годы созданы новые охраняемые территории различного ранга, увеличены бюджеты заповедников и заработная плата их персонала. В качестве примера хочется отметить создание Катон-Карагайского национального парка в Казахстане (более полумиллиона гектаров), номинирование Киргизией* Иссык-Куля в качестве объекта Рамсарской конвенции (более 600 тыс. га), создание Таджикского национального парка на Памире (2,6 млн. га, или 18% территории страны!), подготовку Казахстаном документов на номинирование Наурзума и Кургальджино в качестве первого объекта Всемирного Природного наследия.

Нормализация энерго- и теплоснабжения снижает размах самовольных порубок, являвшихся настоящим бичом лесных ООПТ региона еще 10 лет назад. Повышение общего уровня жизни и улучшение обеспеченности продуктами питания уменьшает браконьерство (увы, этот эффект наблюдается пока далеко не везде).

После распада Советского Союза к региону привлекается значительное внимание различных международных организаций, в том числе и направленное на решение экологических проблем. К сожалению, вложения непосредственно в поддержание и развитие системы охраняемых территорий сравнительно ограниченны. Хотя, конечно, есть и крупные проекты, такие, как Западно-Тянь-Шанский, Нуратау-Кызылкумский (ГЭФ—ПРООН), направленные на детальное обследование и совершенствование сохранения определенного уникального региона.

Всемирный фонд дикой природы (WWF) начал реализацию первых, небольших по масштабу проектов в регионе в конце 1999 г. Эти проекты в основном были направлены на охрану отдельных видов. При этом WWF взаимодействовал не только непосредственно с заповедниками, в которых обитают виды — объекты специального внимания, но и с профильными министерствами и ведомствами соответствующих стран. Надо отметить, что в большинстве ООПТ помощь использовалась согласно ее назначению, что позволило значительно улучшить состояние охраны.

В 2003 г. и МСОП (IUCN) начал проект, направленный на обследование ключевых ООПТ региона, выявление их основных проблем и подготовку рекомендаций по их решению. Центр охраны дикой природы совместно с местными природоохранными институтами разных уровней ведет в Туркменистане и Узбекистане проекты по подготовке планов управления для ряда ООПТ этих стран.

Нам представляется, что главным достоянием системы охраняемых природных территорий Центральной Азии являются люди — те, кто, несмотря на трудности переходного периода, продолжают жить ради сохранения уникальной природы этого региона. Именно наличие таких людей на фоне положительной динамики изменения состояния ООПТ за последние 10 лет позволяет надеяться, что совместными усилиями нам удастся сохранить живую Планету для наших детей.


* Примечание. Здесь и далее географические названия даны в написании, принятом в Российской Федерации в декабре 2003 г.

Ольга Переладова,
Директор Центрально-Азиатской
программы WWF

| содержание | вверх | >>
 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


10.12.2024
Подведены итоги детского художественного конкурса «Марша парков»



20.06.2024
Обращение по поводу планируемых опасных изменений в Правила охоты



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены