Eng

  На главную страницу
| архив | содержание |

«У НАШИХ КОЛЛЕГ»

ОХРАНА РЕДКИХ И ИСЧЕЗАЮЩИХ ВИДОВ ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ
НА ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ УЗБЕКИСТАНА

Биологическое разнообразие наиболее эффективно сохраняется на особо охраняемых природных территориях — в заповедниках, природных национальных парках, заказниках и других охраняемых территориях. Определенную роль в сохранении видов играют также питомники или центры по разведению редких видов животных и растений.

Первые официальные попытки управления и защиты биологических ресурсов в Узбекистане можно отнести к концу XIX в., когда после вхождения региона в состав Российской Империи был принят закон о защите леса — “Указ о сохранении лесов” (1897 г.). Принятым в 1918 г. Законом “О национализации земли и лесов в Туркестане” было закреплено создание Государственного лесного фонда. В 1926 г. на современной территории страны был создан первый заповедник — Гуралашский, а в 1947 г. — Чаткальский.

В октябре 1995 г. Узбекистан присоединился к Конвенции по биологическому разнообразию; с этого же года республика участвует в Конвенции о Всемирном наследии. В 1997 г. Узбекистан присоединился к Конвенции по торговле видами животных и растений, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), и ратифицировал ее, в 1998 г. — к Конвенции об охране мигрирующих видов (Боннской), в 2001 г. — к Конвенции об охране водно-болотных угодий (Рамсарской). Таким образом, государство на высшем официальном уровне декларировало свои намерения охранять и неистощимо использовать биологические ресурсы окружающей среды.

В Узбекистане существуют 4 основные категории охраняемых территорий (см. таблицу ):

  • государственные заповедники;
  • государственные национальные парки;
  • государственные заказники;
  • государственные памятники природы.

Государственные заповедники — старейший и наиболее строго режимный вид охраняемых территорий Узбекистана — представляют собой постоянно действующие охраняемые зоны, созданные для защиты определенных видов растений и животных. В них запрещена любая хозяйственная деятельность, за исключением контролируемых научных исследований. Они относятся к категории I классификации охраняемых зон Международного союза сохранения природы (IUCN). Общая площадь заповедников составляет более 10% (2164 км2) от всей площади охраняемых природных территорий.

Один из главнейших принципов организации заповедников — географическая репрезентативность, то есть сохранение всех типов существующих ландшафтов. Только при таком условии они сохраняют все многообразие генетических форм растений и животных, биологическое и ландшафтное разнообразие и предотвращают уничтожение редких видов. Кроме того, важнейшими функциями заповедников являются образование и пропаганда идей сохранения дикой природы в ее естественном состоянии.

Национальные парки — относительно недавно созданная в республике категория охраняемых территорий. Первый национальный парк в стране (Зааминский) был создан в 1976 г., следующий — Угам-Чаткальский — в 1990 г. Основной целью национальных парков является обеспечение охраны биоразнообразия в контексте с рациональным и строго контролируемым природопользованием (туризм, сбор и заготовка природного сырья, сельское хозяйство). Эти территории относятся к категории II классификации охраняемых зон Международного союза охраны природы (IUCN).

Государственные заказники представляют собой непостоянные и иногда сезонные зоны с ослабленным режимом охраны. Они часто расположены на землях других землепользователей, таких, как колхозы или лесхозы, и организуются на определенный срок (5—10 лет). Местные власти, ответственные за землепользование, осуществляют практический контроль и обладают правом прекращения действия статуса заказника. Данные территории становятся все более уязвимыми в результате современной напряженности экономической ситуации и давления со стороны землепользователей.

Четыре заказника охватывают водно-болотные угодья в различных районах республики на путях массового пролета и зимовки птиц, но только один из них (Арнасайский) является специализированным орнитологическим. Озеро Денгизкуль (Денгизкульский заказник) в 1999 г. было включено в список водно-болотных угодий, имеющих международное значение. Это первая водная территория в Узбекистане — объект Рамсарской конвенции. Озеро, несомненно, имеет большое значение для сохранения зимующих и мигрирующих водно-болотных птиц, однако в связи с тем, что его природоохранный статус не был своевременно пересмотрен и повышен, этот водоем находится под угрозой осушения в ходе гидромелиоративных работ. В настоящее время дальнейшая судьба оз. Денгизкуль решается на уровне Кабинета министров.

Заказник “Озеро Судочье” граничит с плато Устюрт, с 1999 по 2002 г. здесь проводились работы в рамках проекта ГЭФ по экологическому и социальному мониторингу, целью которого была разработка модели для восстановления деградировавших экосистем. Было установлено большое международное значение данного водоема для сохранения гнездящихся и пролетных видов водно-болотных птиц; на основании заключения орнитологов по этому объекту готовятся документы для секретариата Рамсарской конвенции.

Три равнинных заказника обеспечивают охрану различных пустынно-степных участков.

Все государственные памятники природы очень невелики, и на них приходится менее 0,1% площади ОПТ страны. В памятниках природы “Варданзи” и “Язъяванская степь” представлены пустынные ландшафты Ферганской долины и Бухарской обл.

Питомники. Экоцентр “Джейран” располагается на пустынной, частично трансформированной равнине близ Бухары и представляет собой огражденный участок пустыни, полностью изолированный от смежных территорий и занимающий площадь около 50 км2.

Особое значение охраняемые территории имеют для сохранения и изучения редких и находящихся под угрозой исчезновения таксонов (видов и подвидов) животных и растений.

Фауна республики отличается большой древностью и сложными генетическими связями, значительную роль в ней играют туранские и туркестанские эндемичные и автохтонные виды. Заметное место занимают животные, проникшие на территорию страны в историческом прошлом из других регионов: из пустынь и гор Центральной Азии, Индокитая, степных пространств Казахстана, а также из Сибири, Южной Европы и Северной Африки. Часть фауны, особенно водной, представлена акклиматизированными и случайно вселившимися видами с Дальнего Востока, из Китая, Закавказья, Прибалтики, Средней России, Северной Америки и ряда других регионов. В целом современная фауна позвоночных животных Узбекистана насчитывает 676 видов, из которых 108 — млекопитающих, 431 — птиц, 58 — пресмыкающихся, 2 — амфибий и 77 — рыб; фауна же беспозвоночных животных оценивается примерно в 15 тыс. видов.

За последние десятилетия из-за усиления антропогенной деятельности многие виды животных Узбекистана сократили свои ареалы и численность, некоторые из них полностью исчезли. Наибольшей угрозе подверглись крупные виды млекопитающих и птиц, имеющие большую утилитарную ценность как объекты охотничьего промысла, а также локальные эндемики. С территории Узбекистана уже исчезли туранский тигр, гепард, туркменский кулан, аральская кумжа. На грани исчезновения находятся переднеазиатский леопард, полосатая гиена, дрофа, сырдарьинский и амударьинский малый и большой лопатоносы, аральский шип. В особо угрожаемом положении оказались снежный барс, устюртский и бухарский бараны, винторогий козел, каракал, иранская (среднеазиатская) выдра, мраморный чирок, обыкновенная дрофа и дрофа-красотка и ряд других видов позвоночных животных, а также насекомых и моллюсков. Численность многих животных хотя еще и не достигла критического уровня, но неуклонно сокращается. Все это — следствие хозяйственного освоения территории, загрязнения окружающей среды и перепромысла.

В ряде случаев исчезновение некоторых редких видов удалось предотвратить только благодаря созданию специальных ООПТ. В настоящее время из 106 видов позвоночных животных, включая таксоны, исчезнувшие с территории республики, лишь 15 не охвачены территориальной охраной. Для 6 таксонов необходимо уточнение их присутствия на ООПТ. В целом на охраняемых территориях из 18 угрожаемых видов рыб достоверно отмечены 13, из 16 таксонов рептилий — 8, из 48 видов птиц — 45 и из 24 видов млекопитающих — 17. Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время наиболее полно на территориях ООПТ охраняются птицы, а хуже — рептилии.

Сравнивая распределение этих таксономических групп по охраняемым территориям разного типа, следует отметить, чтоб'ольшая часть таксонов (около 40%) охраняется в заповедниках, затем следуют заказники (32%), национальные парки (16%), памятники природы и центр по разведению животных (в сумме — 12%).

Анализируя степень охраны каждой таксономической группы в зависимости от их распределения в пределах той или иной категории ООПТ, можно отметить, что на территории заповедников охраняются 11 видов рыб, 3 — рептилий, 12 — птиц и 16 — млекопитающих; в национальных парках — 2 вида рыб, 1 — рептилий, 10 — птиц и 4 — млекопитающих; в заказниках — 1 вид рептилий, 31 — птиц и 1 — млекопитающих; в памятниках природы и в Центре по разведению животных — 1 вид рыб, 6 — рептилий, 3 — птиц и 2 — млекопитающих. Таким образом, в заповедниках, где осуществляется строгая территориальная охрана, охраняется 42 таксона позвоночных животных, среди которых преобладают млекопитающие.

Даже первичный анализ полученных данных дает четкое представление о неадекватности территориальной охраны различных таксономических групп позвоночных животных. Анализ распространения горных и равнинных видов, представленных на охраняемых территориях, показывает, что в пределах горных охраняемых территорий встречаются 30 видов позвоночных животных, среди которых 4 вида рыб, 2 — рептилий, 10 — птиц и 14 — млекопитающих, а на равнинных территориях встречаются 58 видов позвоночных животных, среди которых 13 видов рыб, 7 — рептилий, 35 — птиц и 3 — млекопитающих. На первый взгляд такое соотношение показывает явно б'ольшую значимость равнинных ООПТ перед горными применительно к охране биоразнообразия в целом, однако при более внимательном рассмотрении становится ясно, что в настоящее время реальная охрана видов осуществляется именно в заповедниках,б'ольшая часть которых расположена в горах. Равнинные же охраняемые территории (особенно ветланды, или водно-болотные угодья) имеют большое значение для сохранения биоразнообразия рыб и птиц, но сейчас они в основном представлены заказниками, которые нередко выполняют охранные функции сугубо номинально.

В заключение можно констатировать, что сеть ООПТ Узбекистана, сформированная в 1926—1990 гг., ее современная структура и управление с 1990 г. принципиальных изменений не претерпели. Дальнейшее развитие и совершенствование сети сдерживается недостатком средств. Хотя существующая сеть в целом отражает разнообразие природно-ландшафтных комплексов республики, однако она не обеспечивает адекватной охраны различных групп позвоночных животных, а вероятно, и биологического разнообразия в целом. В Узбекистанепреимущественнопредставлены горные и пустынно-тугайные заповедники, тогда как ООПТ этой категории, в которых охранялась бы природа пустынь, отсутствуют. Нет заповедников и на крупных внутренних водоемах хотя и трансформированных, но, тем не менее, имеющих исключительно важное значение для сохранения гнездящихся, мигрирующих и зимующих водно-болотных птиц, а также для охраны ихтиофауны. Заказники, как правило, существуют сугубо формально, реальная охрана территории и экологических комплексов здесь отсутствует.

Основными проблемами формирования Экологической сети Узбекистана являются:

  • фрагментация природных территорий ряда регионов страны;
  • низкая осведомленность населения о необходимости сохранения природных сообществ для обеспечения приемлемых условий жизни;
  • экономический кризис и сильная зависимость населения от использования природных ресурсов для текущих нужд;
  • недостаток финансирования природоохранных мероприятий;
  • проблемы межведомственной координации в деле управления системой ООПТ;
  • недостаток квалифицированной экспертизы;
  • отсутствие планов устойчивого развития регионов.

Поэтому в области территориальной защиты биологического разнообразия республики необходимо в первую очередь выделить ключевые территории для сохранения биоразнообразия и его уязвимых компонентов, а также произвести анализ современного состояния существующих ООПТ и оценить их значимость как для сохранения ландшафтов в целом, так и для охраны отдельных видов в частности.

Елена Крейцберг-Мухина, Елена Быкова,
Узбекское зоологическое общество

<< | содержание | вверх | >>
 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


20.06.2024
Обращение по поводу планируемых опасных изменений в Правила охоты



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены