Eng |
«К СВЕДЕНИЮ РУКОВОДИТЕЛЕЙ» ФИНАНСИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ РОССИИ В 2002 и 2003 гг.: ОСНОВНЫЕ ИТОГИ (С текстом первичных документов, использованных при подготовке настоящего обзора, можно ознакомиться на сайте http://reserves.biodiversity.ru) В 2002 г. суммарный бюджет системы национальных парков России составил 414 071 тыс. руб., а в 2003 г. — 508 075 тыс. руб. и его структура приведена в табл. 1*. Таблица 1. Источники финансирования национальных парков России в 2002 и 2003 гг.
В 2002 г. средний суммарный годовой бюджет одного национального парка составил 11 831 тыс. руб., а в 2003 г. — 14 516 тыс. руб. Однако, как и среди заповедников (см. материал), эти средства были распределены неравномерно: более 2/3 национальных парков в 2002 г. (24 из 35) и почти 3/4 в 2003 г. (26) имели бюджеты ниже среднего. Парки, имевшие в 2003 г. максимальные и минимальные бюджеты, приведены в табл. 2 и 3. Таблица 2. Национальные парки с наибольшими бюджетами по итогам 2002 и 2003 гг.
Таблица 3. Национальные парки с наименьшими бюджетами по итогам 2002 и 2003 гг.
Из бюджетов и внебюджетных фондов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований денежные средства выделялись большинству национальных парков, хотя число регионов, практически устранившихся от помощи в 2003 г. по сравнению с 2002 г., заметно увеличилось (к Чувашской Республике присоединились республики Башкортостан, Коми, Марий Эл, Удмуртия, Краснодарский и Красноярский края, Иркутская, Кемеровская и Рязанская обл.; покинула “эту компанию” в 2003 г. Республика Татарстан). Регионы, в максимальной степени помогавшие расположенным на их территории национальным паркам, даны в табл. 4. Таблица 4. Регионы, в которых в 2002 и 2003 гг. региональными и местными бюджетами и внебюджетными фондами оказывалась максимальная поддержка национальным паркам страны
Примечание: отсутствие цифр в соответствующих графах означает, что регион в данном году по этому показателю не входил в головную часть списка. Число национальных парков, получивших иностранные благотворительные гранты, в 2003 г. сократилось до 7 (в 2002 г. их было 16); почти в полтора раза (с 14,3 млн. руб. до 10,5 млн. руб.) уменьшился их суммарный объем. Возможные причины подобной негативной тенденции мы попытались указать в данном материале. Основные грантополучатели перечислены в табл. 5. В качестве основных грантодателей выступали Глобальный экологический фонд, Фонд национальных парков, а также правительственные структуры США (2002 г.), Норвегии и Дании (2003 г.). Таблица 5. Национальные парки, имевшие в 2002 и 2003 гг. максимальную помощь в форме иностранных грантов
Примечание: отсутствие цифр в соответствующих графах означает, что национальный парк в 2002 г. по этому показателю не входил в первую десятку. В 2002 г. все национальные парки страны самостоятельно заработали 141 296 тыс. руб., а в 2003 г. эта сумма выросла до 179 201 тыс. руб., причем 25% в 2002 г. и 21% в 2003 г. пришлись на доходы от деятельности , связанной с рубками, реализацией древесины и продукции деревопереработки. Структура собственных средств национальных парков и динамика их изменения отражены в табл. 6 и 7. Таблица 6. Структура собственных средств национальных парков России в 2003 г. (в сравнении с 2002 г.)
Таблица 7. Изменения в структуре собственных средств
Национальные парки, успешнее всего действовавшие в сфере самофинансирования перечислены в табл. 8. Таблица 8. Национальные парки, самостоятельно заработавшие в 2002 и 2003 гг. максимальные средства
Примечание: отсутствие цифр в соответствующих графах означает, что национальный парк в данном году по этому показателю не входил в первую десятку. Средства отечественных спонсоров с 2002 по 2003 г. выросли почти втрое (с 4729 тыс. руб. до 12 396 тыс. руб.), хотя доля этой статьи в консолидированных бюджетах национальных парков продолжает оставаться крайне небольшой. Возможные причины этого мы рассмотрели в предыдущем материале. Участие различных категорий отечественных благотворителей приведено в табл. 9. Таблица 9. Участие отечественных благотворителей
В целом за последние 2 года можно отметить постоянное увеличение номинального и реального (с поправкой на инфляцию) финансирования национальных парков страны из всех источников, кроме иностранных грантов, демонстрирующих противоположную тенденцию. Следует отметить, что финансовое положение национальных парков России выглядит заметно более благоприятным, чем заповедников (см. материал). Вероятно, это связано с тем, что национальные парки лучше вписываются в рыночную стратегию развития страны, чем заповедники. Вложение средств в национальные парки (особенно в их туристскую инфраструктуру) позволяет создавать в депрессивных регионах дополнительные рабочие места и привлекать сюда дополнительные денежные средства посетителей, тем самым улучшая ситуацию с местными и региональными бюджетами. Для отечественных же спонсоров национальные парки дают заметно бо'льшие рекламные возможности (в том числе в сфере скрытой рекламы), чем заповедники. *Cо сведениями о финансировании национальных парков страны в предыдущие годы можно ознакомиться в бюллетене “Заповедники и национальные парки” № 28 за 1999 г., № 32 за 2000 г., № 34 за 2001 г. и № 39 за 2002 г. Обзор подготовлен А. В. Щербаковым | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены |