Eng |
«У КНИЖНОЙ ПОЛКИ » Комментарий к книге А. В. Дроздова. Чуть больше десяти лет назад, когда в России, а точнее в Российском международном институте туризма, впервые в нашей стране был создан факультет экологического туризма, у нас еще только–только начиналось развитие этого направления. Публиковались первые статьи, в основном перевод зарубежных авторов, организовывались первые конференции, где робко упоминался этот новый для России термин, непонятно как соотносящийся с другими родственными видами: биотуризм, зеленый, мягкий и, наконец, туризм вообще, без какого бы то ни было прилагательного. И доводы о потенциальном влиянии экологического туризма на устойчивое существование наших природных достопримечательностей никого не убеждали, поскольку считалось: наведи порядок в туризме, заставь людей выполнять простые природоохранные требования — и не надо нам никаких новых ветвей развития этой отрасли и новых дисциплин в обучении менеджеров. Сейчас уже никто не оспаривает необходимости развития экологического туризма. С каждым годом растет число разного рода публикаций и сайтов в Интернете, туристических фирм, специализирующихся на экотуризме, российских и международных конференций и семинаров. Минувшей осенью даже на проходящей в музеях Московского Кремля международной конференции, посвященной инновационной политике в сфере сохранения культурного наследия, была организована специальная секция, посвященная развитию экотуризма на охраняемых природных территориях. А курсы по экологическому туризму читаются не только в упомянутом выше Институте туризма (ныне это Международная академия туризма), но также во многих других вузах страны. На этом фоне выход в свет учебного пособия А. В. Дроздова, одного из организаторов того самого первого факультета экотуризма, является вполне закономерным и ожидаемым. Эта книга, согласно ее краткой аннотации, может служить введением в специальность для студентов, избравших экотуризм своей основной профессией. Кроме того, она будет полезной для студентов и специалистов других отраслей науки и практики: рекреационного природопользования, географов и биологов, экономистов и управленцев, короче для всех, кто так или иначе связан с развитием туризма в целом или с организацией посещения природных территорий в частности. В приложении к книге содержится большой объем информации, напрямую предназначенный для преподавателей вузов: программа курса, планы лекций и семинаров, темы курсовых и дипломных работ, а также наиболее известные и полезные международные документы. Прежде чем перейти к экотуризму как таковому, автор книги дает представление о фундаменте, на котором базируется современная экология: знания о природе, обществе и технике. В каждом из этих трех блоков содержатся те отрасли знания, которые служат опорой для развития экотуризма. Так, в блоке знаний о природе для нас важны практически все направления физической географии: климатология и метеорология, геоморфология и гидрология, биогеография и картография, ландшафтное планирование и экология ландшафта. Этот список можно было бы продолжить. Из блока знаний об обществе интерес представляют многие направления социальной географии: страноведение, этнография, экология человека, экологическое образование и воспитание. Полезны будут также социология, психология, экономика, педагогика и некоторые другие дисциплины. И наконец, технические знания: разработка и применение экологических технологий при застройке территории, развитии транспорта, использовании водных источников, потреблении энергии и т. д. В книге любознательный читатель, будь то студент, преподаватель или специалист, найдет ответ на вопрос, как именно те или иные знания применяются при развитии экологического туризма. Изложение основ экотуризма автор начинает с выявления причин возникновения этого направления и истории его развития, начиная с 80–х годов прошлого столетия. Далее он дает различные определения экотуризма, подробно перечисляет его базовые принципы и признаки, приводит классификации экотуров, поясняет социальную и не менее важную экономическую роль экотуризма. Специальная глава посвящена эффективным эколого–туристским технологиям из области архитектуры и строительства, транспорта, туристского снаряжения, использования различных природных ресурсов, изготовления продуктов питания, обеспечения безопасности, утилизации отходов. Одной из самых интересных глав учебного пособия представляется формирование эколого–туристского продукта по всем этапам этого сложного процесса — от выявления потенциала и ресурсов до разработки стратегии маркетинга и рекламной деятельности. Текст этой главы сопровождается конкретными примерами из практической деятельности автора пособия (Подмосковье, Мещерский край и др.), а также его коллег из Франции, Германии и некоторых других стран — лидеров в развитии экологического туризма. Одно из важнейших направлений в развитии экотуризма — проведение грамотного менеджмента и, в частности, экологически ориентированное планирование деятельности турфирмы или национального парка, выступающего в качестве арены развития экотуризма. Для примера дается, во–первых, фрагмент менеджмент–плана национального парка «Угра» (в создании которого автор принимал непосредственное участие), а во–вторых, краткое изложение экологической политики одного из крупнейших мировых туроператоров. Особое внимание уделяется автором описанию места национальных парков в развитии экотуризма. И несмотря на то, что наша система национальных парков еще очень молода по сравнению с мировой, анализу ее деятельности в этом направлении посвящено немало страниц и дано много полезных советов. Они касаются сохранения историко–культурного наследия, взаимодействия с местными сообществами, налаживанию контакта со средствами массовой информации, а также с общественными и научными организациями природоохранного профиля. Поскольку учебное пособие предназначено в первую очередь для будущих организаторов экологического туризма, оно также учит читателей ориентироваться в столь сложной проблематике, связанной с данным направлением деятельности, как экологический аудит и развитие процессов глобализации и регионализации в сфере туризма. С другой стороны, автор касается и таких направлений или сфер развития экотуризма, на первый взгляд кажущихся намного проще и понятнее перечисленных, как эколого–культурный туризм и экотуризм в городе. И тот и другой богато иллюстрирован примерами составления интересных познавательных программ, использование которых поможет студентам не только познать наши отечественные природные и культурные достопримечательности, но и научиться самим разрабатывать подобные программы. Заканчивается пособие взглядом в будущее — описанием перспектив развития экотуризма в России. Какие потенциальные возможности мы имеем? Каковы отличия отечественного экотуризма от зарубежного? Какие регионы России самые благоприятные для его развития? Каковы основные проблемы развития экотуризма в России и возможные пути их преодоления? Чтобы ответить на все эти вопросы, автор приводит свое видение их решения, а также использует три весьма показательных проекта из Германии, Израиля и Замбии под общим названием «”Хорошая практика” экотуризма». Предельная ясность изложения всего материала и детально описанные примеры, иллюстрирующие то или иное положение в различных условиях, а также весьма ценные дополнительные материалы, данные в приложении, на мой взгляд, позволяют рекомендовать эту книгу в качестве пособия не только для тех пользователей, что были перечислены в начале настоящей рецензии, но также для работников всех национальных парков нашей страны, а также тех заповедников, которые согласно своим природным или историческим условиям развивают экотуризм в пределах охранной зоны или биосферного полигона. Информация, заложенная в данном учебном пособии, при умелом ее применении поможет не только расширить свои знания в области экотуризма, но главное — привести в соответствие задачи сохранения природы и развития этого вида природопользования. Кроме того, она также окажет неоценимую услугу при составлении программ управления вверенной территорией и поисках согласия между ее администрацией и различными инициативными группами, как из числа своих сотрудников, так и местного населения. И в заключение приведем строчки из дневника А. В. Дроздова, содержащиеся в конце приложений в разделе «Характерные сюжеты для эколого–туристских программ». Они взяты из рассказа о путешествии в Корбетт–парк в предгорьях Гималаев. «…Вдруг автобус резко тормозит — на дороге тигр. Постоял несколько секунд, взглянул на нас, дернул кончиком хвоста и ушел. От неожиданности все застыли, никто даже фотоаппарат не вынул. Я щелкнул уже потом — в то место, где, как показалось, на секунду мелькнул за кустом тигриный бок…
Старший научный сотрудник << | содержание | вверх | |
|