Eng |
| по номерам | подписка
|
ПРАВО - ПРИРОДЕ: РОССИЙСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Электронный бюллетень Центра охраны дикой природы №123, апрель 2005 ЗАКОНОПРОЕКТ О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ГРАНТОВ 22 апреля 2005 г. Государственная Дума приняла во втором чтении поправки, изменяющие порядок налогообложения грантов. 22 апреля 2005 г. на пленарном заседании Государственная Дума приняла во втором чтении проект федерального закона № 58666-4 "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты о налогах и сборах". Напоминаем, что законопроект был внесен Правительством РФ в Государственную Думу 1 июня и принят в первом чтении 5 августа прошлого года. Законопроект содержит в себе множество изменений в налоговом законодательстве РФ, в частности, в части налога на прибыль организаций, и лишь два абзаца в этом большом пакете касаются налогообложения грантов. Ожидалось принятие закона до конца прошлого года, однако в силу разных, в основном не связанных с проблемой грантов причин, дальнейшее рассмотрение было перенесено на этот год. И вот наконец второе чтение состоялось. Что же решили парламентарии? Сразу скажем, что новости хорошие, от чего, честно признаемся, некоммерческие организации отвыкли за последние годы. Во-первых, количество областей, в которых предоставляются гранты, увеличивается на три новых сферы деятельности. Это: 1) охрана здоровья населения (направления - СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез); 2) защита прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и 3) социальное обслуживание малоимущих и социально не защищенных категорий граждан. Эти три новых сферы деятельности, на которые, в случае успешного дальнейшего успешного прохождения законопроекта, будет разрешено выделять и получать не облагаемые налогом на прибыль гранты, добавляются к уже существующим в действующем законодательстве областям образованию, искусству, культуре, охране окружающей среды и проведению конкретных научных исследований. Это станет важнейшим исправлением допущенной ранее в 2002 году ошибки, резко и неоправданно ограничившей сферы применения грантов. Этими наиболее востребованными видами работы в области охраны здоровья, социальной помощи и прав человека занимается большинство организаций гражданского общества, и невозможность грантового финансирования этой деятельности является безусловно дискриминационной политикой по отношению к организациям, занимающимся такой деятельностью, и неразумным подходом с точки зрения общественных и государственных интересов. Замечательно, если процесс по расширению сфер применения грантов завершится успешно. В случае успешного дальнейшего прохождения этого положения будет реально достигнута первая важная победа в сфере налогообложения НКО за несколько лет. Эта возможная победа, к которой мы стали сейчас на шаг ближе, результат многолетней упорной борьбы многих организаций и активистов гражданского общества. Напомним, что еще в начале 2003 года по инициативе круглого стола гражданских организаций "Народная Ассамблея" вопрос о налогообложении грантов стал одним из центральных вопросов повестки дня Комиссии по правам человека при Президенте РФ. В сентябре 2003 года под эгидой этой же Комиссии представители Народной Ассамблеи провели переговоры с представителями Министерства финансов, Министерства налогов и сборов и других ведомств на специальном совещании под председательством вице-премьера по социальной политике Галиной Кареловой. Согласованные в ходе того совещания предложения по расширению сфер деятельности, на которые разрешено выделять гранты, были направлены Президенту РФ. В течение почти года они проходили непростое согласование в администрации Президента и министерствах и в результате были внесены в Государственную Думу Правительством России в июне прошлого года. Однако, как многие помнят, наряду с этой важной прогрессивной поправкой Правительство внесло в июне прошлого года и другую поправку, предусматривавшую радикальное изменение к худшему правового статуса грантодателей как российских, так и иностранных (прим. ред.: см. "Право - Природе", 2004, No 96, 97, 99). Во-первых, в отличие от действующего порядка, который не содержит ограничений для предоставления грантов российскими некоммерческими организациями, в случае принятие поправки они смогли бы предоставлять гранты только в том случае, если были бы включены в специальный перечень, утверждаемый Правительством РФ. В законопроекте отсутствовали какие-либо критерии для включения грантодателей в этот перечень, процедуры составления и обновления перечня. Учитывая непростые отношения российской власти с бизнес-сообществом, независимые от властей или "не любимые" ими по политическим и иным причинам благотворители имели бы мало шансов попасть в этот перечень, а многолетние усилия НКО и российского бизнеса, направленные на развитие российской филантропии, благотворительности и на снижение зависимости НКО от иностранных источников, были бы подорваны. Во-вторых, иностранный или международный грантодатель мог бы, согласно законопроекту,
предоставлять не облагаемые налогом на прибыль гранты в разрешенных сферах деятельности
только в том случае, если каждый грантовый проект был бы оформлен в Комиссии
по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве
РФ. Иностранные и международные организации предоставляют в России тысячи грантов,
в том числе совсем небольших, и оформление этих грантов в единственной на всю
страну Комиссии при Правительстве РФ затянулось бы на многие месяцы, что разрушило
бы нормальное планирование деятельности НКО-получателей грантов. Более того,
если Комиссия стала бы применять к регистрации грантов зарубежных доноров требования
Закона о зарубежной безвозмездной помощи 1999 г., как она делает по отношению
к правительственным программам зарубежной технической и гуманитарной помощи,
грантодатель должен был бы представить в Комиссию письмо от органов власти города,
региона или страны об их согласии контролировать целевое использование средств
по грантовому проекту. Эта норма расценивается экспертами как коррупциогенная
и ставящая доноров и грантополучателей в политическую зависимость от воли чиновника,
который не будет подписывать такую бумагу для организаций или проектов, которые
ему не нравятся с политической точки зрения. Небольшие изменения нейтрального характера все же были приняты. В правительственный перечень иностранных грантодателей, который как был, так и остался, могут быть теперь включены не только некоммерческие, а любые организации и объединения. Гранты могут предоставляться только российскими физическими лицами, в то время как иностранные физические лица гранты теперь предоставлять не смогут. Ближайшая задача, стоящая перед гражданскими организациями добиться, чтобы при прохождении законопроекта в третьем чтении в Думе и при рассмотрении в Совете Федерации все прошло без сюрпризов. Однако еще более важной задачей на дальнейшее будущее являются солидарные действия по "пробиванию" системного реформирования налогового законодательства в отношении деятельности некоммерческих организаций и благотворителей, над чем активно работают НКО и эксперты, входящие в консорциум "Гражданское общество объединяется для реформы налогообложения некоммерческого сектора". Юрий Джибладзе, Приглашаем к дискуссии!!! Возможно, Ваши комментарии смогут изменить или скорректировать законодательную политику нашего парламента. © Центр охраны дикой природы. | |||
© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены |