[скачать]
Письмо Председателю Правительства
Председателю Правительства
Российской Федерации
М.Е. Фрадкову
Уважаемый Михаил Ефимович!
Обращаемся к Вам в связи с тем, что в современной структуре федеральных
органов исполнительной власти Российской Федерации осталось неопределенным
место органов управления федеральной системой особо охраняемых природных
территорий - государственными природными заповедниками, национальными
парками и федеральными заказниками. В России создание особо охраняемых
природных территорий (далее - ООПТ) является традиционной и высокоэффективной
формой природоохранной деятельности. Экологическая доктрина Российской
Федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002
г. № 1225-р) рассматривает создание и развитие ООПТ разного уровня
и режима в числе основных направлений государственной политики в области
экологии.
Такие территории, полностью или частично изъятые из хозяйственного
использования, имеют исключительное значение для сохранения биологического
и ландшафтного разнообразия как основы функционирования биосферы.
При этом наиболее значимые для этих целей природные комплексы и объекты,
как эталонные, так и уникальные, представлены именно в масштабах федеральной
системы ООПТ, основу которой составляют государственные природные
заповедники и национальные парки Российской Федерации.
Создание этой уникальной системы, сформированной в течение 85 лет,
у истоков которой стояли выдающиеся российские ученые-естествоиспытатели
и энтузиасты-экологи, является одним из наиболее значимых природоохранных
достижений нашего Отечества.
На сегодняшний день в ведении и управлении МПР России находятся все
35 национальных парков, 95 государственных природных заповедников,
11 федеральных заказников. Их площадь составляет более 2% территории
Российской Федерации. В соответствии с действующим законодательством
государственные природные заповедники и национальные парки имеют статус
федеральных государственных учреждений, в которых трудятся свыше 9
тысяч штатных работников, реализующих поставленные законом задачи
в области охраны природных комплексов и объектов, научных исследований
и экологического просвещения.
Однако судьба системы федеральных заповедников и национальных парков
в складывающейся на сегодняшний день структуре государственного управления
в сфере охраны окружающей среды и природопользования вызывает существенную
обеспокоенность. Дело в том, что в соответствии с буквой Указа Президента
России от 09.03.2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных
органов исполнительной власти" ни само Министерство природных
ресурсов России, ни Федеральная служба по надзору в сфере экологии
и природопользования, ни Федеральное агентство лесного хозяйства (и
тем более другие агентства) в силу поставленных перед ними задач и
установленных функциональных ограничений в сфере управления не предназначены
в полной мере для непосредственного руководства и управления системой
ООПТ, основу которой составляет сеть государственных природных заповедников
и национальных парков.
Так, в подготовленном проекте Положения о Федеральной службе по надзору
в сфере экологии и природопользования предусмотрено, что в ведении
службы находятся особо охраняемые природные территории. При этом к
числу основных функций этой Федеральной службы отнесен лишь государственный
контроль за соблюдением режима особо охраняемых природных территорий.
Таким образом, осуществление государственного управления этими объектами
(т.е. многофункциональными учреждениями, к тому же ведущими научную
и хозяйственную деятельность) из функций Федеральной службы выпадает
(действующим Положением о МПР России эта функция, разумеется, предусмотрена).
В проектах положений о других органах власти в структуре "природно-ресурсного
блока" данная функция также отсутствует.
Нерешенность этого вопроса создает угрозу паралича государственного
управления федеральной системой заповедников и национальных парков,
что крайне опасно и недопустимо в условиях глубокой реформы отношений
собственности на землю и природные ресурсы, поскольку это ставит под
угрозу само существование и эффективное функционирование всей системы
ООПТ в целом.
В этой связи представляется необходимым:
- принять взвешенное решение о том, какой именно орган "природно-ресурсного"
блока будет осуществлять государственное управление в области организации
и функционирования государственных природных заповедников, национальных
парков и государственных природных заказников федерального значения,
ранее находившихся в ведении МПР России;
- сформировать в структуре этого органа соответствующее структурное
подразделение (аналогичное ныне действующему Департаменту особо
охраняемых природных территорий МПР России) со всеми необходимыми
полномочиями, укомплектовав его достаточным количеством квалифицированных
специалистов, имеющих практический опыт работы в данной сфере и
необходимую профессиональную подготовку;
- сохранить преемственность и позитивные традиции управленческой
работы в данной сфере.
Представляется, что возможным оптимальным вариантом было бы решение
в установленном порядке вопроса о создании специализированного федерального
агентства по особо охраняемым природным территориям, специально уполномоченного
осуществлять государственное управление в данной сфере.
В современном цивилизованном мире накоплен 100-летний опыт эффективного
государственного управления общенациональными системами природных
резерватов, в том числе - в крупных по площади федеративных государствах.
При этом в США и Канаде, Австралии и Новой Зеландии, ЮАР и многих
других государствах, снискавших мировую известность своими национальными
природными резерватами, государственное управление ими осуществляется
через специализированные службы. Причем в большинстве случаев эти
службы находятся в составе национальных природоохранных либо природноресурсных
министерств, т.е. функционируют под политическим руководством министерства,
но при этом в полной мере обладают юридической обособленностью и управленческой
самостоятельностью. Такая управленческая модель начинает реализовываться
в Украине, по этому пути пытается идти Грузия. К сожалению, этот наглядный
и доступный мировой опыт не был в должной мере учтен и использован
в ходе реформирования федеральных органов исполнительной власти в
Российской Федерации и административной реформы. Реализация успешной
и апробированной во многих федеративных государствах мира управленческой
модели, по нашему убеждению, должна существенно повысить эффективность
государственного управления в области охраны живой природы и в первую
очередь - федеральной системой государственных заповедников, национальных
парков и заказников.
Мы считаем, что сформировать систему эффективного государственного
управления особо охраняемыми природными территориями России на федеральном
уровне - веление времени.
Президент Центра экологической политики России,
член-корреспондент РАН
А.В. Яблоков
Сопредседатель Международного социально-экологического
союза,
Член Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации
С.И. Забелин
Директор по охране природы Всемирного фонда дикой природы
(WWF) России,
доктор географических наук
Е.А. Шварц
|