Письмо Президенту РФ
Президенту Российской Федерации
В.В. Путину
О совершенствовании государственного управления
федеральной системой
особо охраняемых природных территорий.
Уважаемый Владимир Владимирович!
Обращаемся к Вам в связи с тревожной ситуацией, складывающейся в
сфере государственного управления федеральной системой особо охраняемых
природных территорий.
Экологическая доктрина Российской Федерации рассматривает создание
и развитие особо охраняемых природных территорий в числе основных
направлений государственной политики в области экологии.
Такие территории имеют исключительное значение для сохранения биологического
и ландшафтного разнообразия как основы биосферы. При этом наиболее
значимые для этих целей природные комплексы и объекты представлены
именно в масштабах федеральной системы, основу которой составляют
государственные природные заповедники и национальные парки.
До недавнего времени в ведении и управлении МПР России находилось
95 государственных природных заповедников, 35 национальных парков,
11 федеральных заказников.
В соответствии с законом заповедники и национальные парки имеют статус
федеральных государственных учреждений (свыше 10 тысяч работников),
реализующих поставленные задачи в области охраны природы, научных
исследований и экологического просвещения.
В созданной же на сегодняшний день структуре государственного управления
в сфере экологии судьба системы заповедников и национальных парков
не может не вызывать обеспокоенности.
Как установлено постановлением Правительства Российской Федерации
от 30 июля 2004 г. № 400, "до принятия соответствующего нормативного
правового акта Правительства Российской Федерации Федеральная служба
по надзору в сфере природопользования осуществляет государственное
управление в области организации и функционирования особо охраняемых
природных территорий федерального значения" (к числу которых,
в первую очередь, относятся заповедники и национальные парки).
Таким образом, вопрос об осуществлении государственного управления
в данной сфере окончательно не решен.
В то же время, дальнейшее сохранение сложившейся ситуации (закрепление
функций государственного управления федеральной системой особо охраняемых
природных территорий за Росприроднадзором) представляется нецелесообразным
в силу ряда существенных обстоятельств.
1. Созданная управленческая модель противоречит идеологии и задачам
проводимой административной реформы.
Федеральные службы осуществляют функции по контролю и надзору, а
также ряд специальных функций в установленной сфере деятельности (Указ
Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314). Перечень
этих функций не касается государственного управления в области организации
и функционирования особо охраняемых природных территорий.
Федеральные службы по надзору не в праве осуществлять управление
государственным имуществом и оказание платных услуг, в том числе через
подведомственные государственные учреждения (указы Президента Российской
Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 и от 20 мая 2004 г. № 649). Но
осуществление функций государственного управления заповедниками и
национальными парками неотделимо от управления соответствующим государственным
имуществом. Кроме того, заповедники и национальные парки, являясь
федеральными госучреждениями, в рамках своей основной деятельности
оказывают платные услуги в соответствии с действующим законодательством.
Cогласно действующего положения Федеральная служба по надзору в сфере
природопользования осуществляет ведение кадастра особо охраняемых
природных территорий, хотя эта сфера деятельности должна относится
к компетенции федеральных агентств (Указ Президента Российской Федерации
от 9 марта 2004 г. № 314).
2. Функция государственного управления системой заповедников и
национальных парков несвойственна Федеральной службе по надзору в
сфере природопользования и потому не приоритетна.
В структуре этой Службы не предусмотрено даже отдельного специализированного
Управления особо охраняемых природных территорий (ранее, в МПР России
был самостоятельный Департамент), а функционирует лишь небольшой отдел
из 5 человек. Такими силами невозможно осуществлять профессиональное
управление особо охраняемыми природными территориями (включая 130
заповедников и национальных парков) и организацию их природоохранной,
научно-исследовательской и эколого-просветительской деятельности в
масштабах России.
Проводимая Росприроднадзором кадровая политика привела к тому, что
наиболее опытные, квалифицированные и авторитетные работники упраздненного
Департамента особо охраняемых природных территорий МПР России не нашли
себе применения в новообразованной структуре. Создается реальная угроза
деградации государственного управления федеральной системой заповедников
и национальных парков и потери многолетнего опыта ведения отечественного
заповедного дела.
3. Созданная на сегодняшний день модель государственного управления
системой особо охраняемых природных территорий игнорирует апробированную
десятилетиями мировую практику территориальной охраны природы.
В мире накоплен вековой опыт эффективного управления общенациональными
системами природных резерватов. В США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии,
ЮАР и других государствах, снискавших мировую известность своей природоохранной
деятельностью, управление национальными парками возлагается на специализированные
государственные службы (Служба национальных парков США, Служба национальных
парков Канады, Служба национальных парков ЮАР и др.) - аналоги современных
федеральных агентств в России.
Эта практика является общепризнанной в мире. Реализация успешной
и апробированной во многих государствах мира управленческой модели
позволяет значительно повысить эффективность государственного управления
в области охраны природы.
Наиболее конструктивным выходом из сложившейся ситуации представляется
создание специализированного Федерального агентства по особо охраняемым
природным территориям, уполномоченного осуществлять государственное
управление в этой сфере и функционирующего под непосредственным руководством
Правительства России. Данная позиция полностью созвучна с соответствующим
пунктом резолюции III Всероссийского съезда по охране природы (Москва,
ноябрь 2003 г.) и разделяется ведущими отечественными специалистами
в области охраны природы и заповедного дела.
Сформировать систему эффективного государственного управления особо
охраняемыми природными территориями в современной России - веление
времени. В свою очередь, это позволит не только обеспечить сохранение
и разумное использование национального природного наследия, но и существенно
поднимет на международной арене имидж нашей страны как государства,
реализующего прогрессивную экологическую политику.
В связи с изложенным, просим Вас, Владимир Владимирович, рассмотреть
наше предложение и содействовать его практической реализации.
Директор по природоохранной политике
Всемирного фонда дикой природы (WWF) России,
доктор географических наук
|
Е.А. Шварц
|
Директор по компаниям Гринпис России
|
И.П. Блоков
|
Сопредседатель Международного
социально-экологического союза,
член Совета при Президенте Российской Федерации
по содействию развитию гражданского общества
и правам человека
|
|
Председатель Президиума Центрального совета
Всероссийского общества охраны природы
|
И.Ф. Баришпол
|
Вице-президент Союза охраны птиц России
|
В.А. Зубакин
|
Генеральный директор
Благотворительного фонда
"Центр охраны дикой природы"
|
А.В. Зименко
|
|