Eng

  На главную страницу

МАТЕРИАЛЫ И ДОКУМЕНТЫ

Главная

Письмо Э.А. Памфиловой Президенту РФ

Письмо Президенту РФ "О совершенствовании государственного управления федеральной системой особо охраняемых природных территорий"

Пресс-релиз "Национальное достояние России за бортом административной реформы"


Кратко о проблемах управления ООПТ

Пресс-релиз "По мнению чиновников, хорошо жить России мешают ... заповедники"


Брошюра Государственные природные заповедники и национальные парки России: угрозы, неудачи, упущенные возможности (pdf файл, 678 Кб)


Статья Сергея Миронова в Российской газете

Обращение к председателю Правительства [скачать]

Обращение директора заповедника

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Факс +7(095)124-71-78
E-mail: reserves@biodiversity.ru

 

Письмо Президенту РФ

Президенту Российской Федерации
В.В. Путину

О совершенствовании государственного управления
федеральной системой
особо охраняемых природных территорий.

Уважаемый Владимир Владимирович!

Обращаемся к Вам в связи с тревожной ситуацией, складывающейся в сфере государственного управления федеральной системой особо охраняемых природных территорий.

Экологическая доктрина Российской Федерации рассматривает создание и развитие особо охраняемых природных территорий в числе основных направлений государственной политики в области экологии.

Такие территории имеют исключительное значение для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия как основы биосферы. При этом наиболее значимые для этих целей природные комплексы и объекты представлены именно в масштабах федеральной системы, основу которой составляют государственные природные заповедники и национальные парки.

До недавнего времени в ведении и управлении МПР России находилось 95 государственных природных заповедников, 35 национальных парков, 11 федеральных заказников.

В соответствии с законом заповедники и национальные парки имеют статус федеральных государственных учреждений (свыше 10 тысяч работников), реализующих поставленные задачи в области охраны природы, научных исследований и экологического просвещения.

В созданной же на сегодняшний день структуре государственного управления в сфере экологии судьба системы заповедников и национальных парков не может не вызывать обеспокоенности.

Как установлено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 400, "до принятия соответствующего нормативного правового акта Правительства Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения" (к числу которых, в первую очередь, относятся заповедники и национальные парки).

Таким образом, вопрос об осуществлении государственного управления в данной сфере окончательно не решен.

В то же время, дальнейшее сохранение сложившейся ситуации (закрепление функций государственного управления федеральной системой особо охраняемых природных территорий за Росприроднадзором) представляется нецелесообразным в силу ряда существенных обстоятельств.

1. Созданная управленческая модель противоречит идеологии и задачам проводимой административной реформы.

Федеральные службы осуществляют функции по контролю и надзору, а также ряд специальных функций в установленной сфере деятельности (Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314). Перечень этих функций не касается государственного управления в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий.

Федеральные службы по надзору не в праве осуществлять управление государственным имуществом и оказание платных услуг, в том числе через подведомственные государственные учреждения (указы Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 и от 20 мая 2004 г. № 649). Но осуществление функций государственного управления заповедниками и национальными парками неотделимо от управления соответствующим государственным имуществом. Кроме того, заповедники и национальные парки, являясь федеральными госучреждениями, в рамках своей основной деятельности оказывают платные услуги в соответствии с действующим законодательством.

Cогласно действующего положения Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет ведение кадастра особо охраняемых природных территорий, хотя эта сфера деятельности должна относится к компетенции федеральных агентств (Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314).

2. Функция государственного управления системой заповедников и национальных парков несвойственна Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и потому не приоритетна.

В структуре этой Службы не предусмотрено даже отдельного специализированного Управления особо охраняемых природных территорий (ранее, в МПР России был самостоятельный Департамент), а функционирует лишь небольшой отдел из 5 человек. Такими силами невозможно осуществлять профессиональное управление особо охраняемыми природными территориями (включая 130 заповедников и национальных парков) и организацию их природоохранной, научно-исследовательской и эколого-просветительской деятельности в масштабах России.

Проводимая Росприроднадзором кадровая политика привела к тому, что наиболее опытные, квалифицированные и авторитетные работники упраздненного Департамента особо охраняемых природных территорий МПР России не нашли себе применения в новообразованной структуре. Создается реальная угроза деградации государственного управления федеральной системой заповедников и национальных парков и потери многолетнего опыта ведения отечественного заповедного дела.

3. Созданная на сегодняшний день модель государственного управления системой особо охраняемых природных территорий игнорирует апробированную десятилетиями мировую практику территориальной охраны природы.

В мире накоплен вековой опыт эффективного управления общенациональными системами природных резерватов. В США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, ЮАР и других государствах, снискавших мировую известность своей природоохранной деятельностью, управление национальными парками возлагается на специализированные государственные службы (Служба национальных парков США, Служба национальных парков Канады, Служба национальных парков ЮАР и др.) - аналоги современных федеральных агентств в России.

Эта практика является общепризнанной в мире. Реализация успешной и апробированной во многих государствах мира управленческой модели позволяет значительно повысить эффективность государственного управления в области охраны природы.

Наиболее конструктивным выходом из сложившейся ситуации представляется создание специализированного Федерального агентства по особо охраняемым природным территориям, уполномоченного осуществлять государственное управление в этой сфере и функционирующего под непосредственным руководством Правительства России. Данная позиция полностью созвучна с соответствующим пунктом резолюции III Всероссийского съезда по охране природы (Москва, ноябрь 2003 г.) и разделяется ведущими отечественными специалистами в области охраны природы и заповедного дела.

Сформировать систему эффективного государственного управления особо охраняемыми природными территориями в современной России - веление времени. В свою очередь, это позволит не только обеспечить сохранение и разумное использование национального природного наследия, но и существенно поднимет на международной арене имидж нашей страны как государства, реализующего прогрессивную экологическую политику.

В связи с изложенным, просим Вас, Владимир Владимирович, рассмотреть наше предложение и содействовать его практической реализации.

 

Директор по природоохранной политике
Всемирного фонда дикой природы (WWF) России,
доктор географических наук

Е.А. Шварц

 

Директор по компаниям Гринпис России

И.П. Блоков

 

Сопредседатель Международного
социально-экологического союза,
член Совета при Президенте Российской Федерации
по содействию развитию гражданского общества
и правам человека

 


С.И. Забелин

 

Председатель Президиума Центрального совета
Всероссийского общества охраны природы


И.Ф. Баришпол

 

Вице-президент Союза охраны птиц России

В.А. Зубакин

 

Генеральный директор
Благотворительного фонда
"Центр охраны дикой природы"

А.В. Зименко

 

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


20.06.2024
Обращение по поводу планируемых опасных изменений в Правила охоты



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены