Eng

  На главную страницу

МАТЕРИАЛЫ И ДОКУМЕНТЫ

Главная

Письмо Э.А. Памфиловой Президенту РФ

Письмо Президенту РФ "О совершенствовании государственного управления федеральной системой особо охраняемых природных территорий"

Пресс-релиз "Национальное достояние России за бортом административной реформы"


Кратко о проблемах управления ООПТ

Пресс-релиз "По мнению чиновников, хорошо жить России мешают ... заповедники"


Брошюра Государственные природные заповедники и национальные парки России: угрозы, неудачи, упущенные возможности (pdf файл, 678 Кб)


Статья Сергея Миронова в Российской газете

Обращение к председателю Правительства [скачать]

Обращение директора заповедника

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Факс +7(095)124-71-78
E-mail: reserves@biodiversity.ru

10 декабря 2004 г.

Экологи требуют создать Агентство по особо охраняемым территориям

Особо охраняемыми территориями (ООПТ) - национальными парками, заповедниками и заказниками - 12% территории Земли занято. В России ими занято 2% территории. С учетом величины российской территории это немало, а с марта 2004 года эти территории находятся вне системы государственного управления.

Многие экологи полагают, что о заповедных территориях забыли не случайно, а с умыслом – находясь без хозяина, они становятся легкой добычей для Федерации и ее субъектов, которые создают на особо ценных территориях курорты, базы отдыха или нефтепромыслы. Особенно популярны стали горнолыжные курорты, всякий норовит построить горнолыжный курорт – а вдруг к нему главный горнолыжник страны заглянет? За 2 года в отношении десяти особо охраняемых территорий были предприняты попытки превратить их в охотничьи угодья или тот же курорт. Об этих десяти случаях стало известно только потому, что мы имеем документальные свидетельства таких попыток. Сколько же их было, как говорится, невидимых миру?..

Ведущие экологические организации провели пресс-конференцию, посвященную тревожной ситуации, сложившейся в России в сфере государственного управления федеральной системой заповедников и нацпарков. Начиная с лета 2004 года, вопрос об осуществлении государственного управления в данной сфере остается нерешенным. Российские заповедники и заказники стали жертвой административной реформы.

Создав в 2004 году Агентство по охране водных ресурсов, Агентство по охране лесных ресурсов и Агентство по охране недр, правительство просто … забыло создать агентство по особо охраняемым территориям. Экологи не раз обращались с просьбой обратить на это внимание и к премьер-министру Фрадкову, и к главе МПР Трутневу, но не получали никакого ответа. Тогда они созвали пресс-конференцию, чтобы посредством нее обратиться к президенту.

Каким образом заповедники остались бесхозными?

До мая 2000 года, как известно, существовала Госкомэкология – самостоятельный федеральный орган по охране окружающей среды. После его упразднения (кому и зачем это нужно – это другой вопрос), функции этой структуры были переданы МПР. Для этой цели был создан специальный Департамент. Министерство природных ресурсов ведало заповедниками до административной реформы, когда в марте 2004 года у МПР изменились полномочия: в его ведении остались вопросы, связанные с политикой, нормативными актами и законотворчеством.

Законы и проекты указов президента в МПР писать могли, а вот охрана, управление и надзор над природопользованием остались за скобками. Эти функции должны были осуществлять тут же созданные при министерстве Агентства. Были созданы 3 Федеральных агентства: лесного и водного хозяйств и агентство недропользования. Проблема заповедников заключалась в том, что они не могут относиться ни к одной из этих групп, так как включают в себя и водные ресурсы, и лесные, и земельные. Не получив личного ведомства, ООПТ были переданы Службе надзора в сфере природопользования "до особого распоряжения правительства".

Но распоряжения правительства все нет. Возникает вопрос: что мешало правительству создать аналогичное другим агентство по заповедным территориям тогда же, когда оно издало указ об учреждении лесного и водного Агентств? Зам. директора Департамента государственной политики в сфере охраны окружающей среды МПР Амирхан Амирханов полагает, что на базе его департамента вполне можно было бы создать федеральное агентство, которое бы занималось экоэкспертизой и надзором за ООПТ. Однако, как объяснил он, министерство лесного хозяйства и водных ресурсов всегда были самостоятельными структурами – а заповедники не являются природными ресурсами в понимании ресурсопользования. Это чисто природоохранная система.

Амирханов сообщил, что в настоящее время ведется работа в направлении создания агентства. Уже есть определенные указания по подготовке соответствующих документов. В документах будут указаны варианты решения вопроса, в том числе вариант создания Агентства охраны окружающей среды и Агентства по охране ООПТ – этот вариант предлагают экологи. Оно должно заниматься всем комплексом проблем ООПТ, связанным и с наукой, и с управлением госимуществом, и с охраной, и с развитием экотуризма и так далее. А пока в министерстве пишутся всякие указания, директорам заповедников приходится отстаивать свои права в судах.

Как государство обворовывает само себя

Вот только некоторые примеры, которые оказались на виду. Самое печальное состоит в том, что эти попытки предпринимались самим правительством России. В феврале 2003 года предпринимается попытка изъять земли у Кавказского государственного природного заповедника и Сочинского национального парка. Принимается соответствующее постановление правительства РФ. Прокуратурой Краснодарского края это постановление признано противозаконным, но пока еще не отменено. В сентябре 2003 года выходит еще одно постановление правительства РФ об изъятии из Сочинского национального парка более 33 тысяч гектаров, которые предоставляются Сочинскому общереспубликанскому заказнику для организации элитного охотничьего хозяйства, так как в заказнике охота не запрещена. Слава богу, это постановление было отменено Верховным судом РФ.

В декабре 2003 года кабинет министров Республики Адыгея отменяет решение о предоставлении земельных участков Кавказскому государственному природному биосферному заповеднику для того, чтобы на изъятых землях создать горнолыжный курорт. По искам неправительственных организаций решением Верховного суда это постановление было признано незаконным.

Второй год руководство Республики Башкирия пытается изъять земли сразу из двух заповедников, в том числе 20 тысяч гектаров Южно-Уральского заповедника для создания горнолыжного курорта. Кроме того, уже практически закончено строительство водохранилища на территории национального парка в Башкирии.

В декабре 2003 года администрация муниципального образования "Шилинский район" принимает постановление об обмене земель между государственным природным заповедником Хакасский и землями запаса. Позже это постановление отменено, но правительство республики все равно приняло решение о передаче части водоемов на территории заповедника для промышленного рыболовства Белоярскому рыборазводному заводу Хакасской республиканской инспекции рыбоохраны.

В сентябре 2004 года в Республике Калмыкия отменяют постановление об утверждении границ заповедника "Черные земли" и положения об охранной зоне. Цель - снять запрет на ведение охоты на данной территории. Эти примеры привел на пресс-конференции директор по компаниям Гринпис России Иван Блоков. И некоторые из них содержатся в письме президенту страны.

Заповедники – не обуза, а источник дохода

Судебные процессы между директорами заповедников и местными властями идут постоянно. И в большинстве случаев директора, не имея профессиональной юридической поддержки, проигрывают. Кроме того, заповедники находятся в бедственном положении. В прошлом году уровень бюджетного финансирования составил меньше 35% от необходимого. Как сказал директор по природоохранной политике Всемирного фонда дикой природы Евгений Шварц, мы гордимся тем, что это одна из немногих отраслей, которая в условиях победного шествия по стране золотого тельца сохранила высокий уровень моральных стандартов и не поддалась коррупции.

Но если экономическая ситуация с заповедниками не изменится, все это будет потеряно. На зарплату в полторы-две тысячи рублей прожить трудно даже в лесу. Между тем, как показывает мировой опыт, заповедники могут не только самих себя прокормить, но часто благодаря экотуризму являются существенным источником пополнения казны. В качестве примера Шварц привел такие страны как ЮАР, Канада, Коста-Рика и другие.

Экологическая общественность и профессионалы заповедного дела давно бьют тревогу. Но, как признались сами экологи, все попытки диалога с бывшим главой МПР были напрасными. Как и попытки привлечь к проблеме внимание нынешнего министра природных ресурсов Трутнева и его босса - премьер-министра Фрадкова. Теперь экологические организации России надеются лишь на политическую волю президента, который сможет исправить ошибку правительства.

Источник: Портал социально-демократической политики

 

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


20.06.2024
Обращение по поводу планируемых опасных изменений в Правила охоты



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены